Вопрос главе

Сетевое издание «Орехово-Зуевская правда»

Возьми газету бесплатно

Яндекс.Погода

среда, 17 августа

пасмурно+29 °C

Сейчас в эфире

Радио «Артель»

«Бабушка» Олега Кошевого: об актрисе Зимнего театра Елене Ануфриевой

04 нояб. 2021 г., 13:10

Просмотры: 38


Актрису Елену Ануфриеву хорошо помнят кинозрители старшего поколения, особенно в Павловском Посаде, откуда она родом, и в Орехово-Зуеве, где она одно время трудилась в местном театре. Да и как забудешь ее удивительную героическую бабушку Веру из фильма «Молодая гвардия» Сергея Герасимова, бабушку героя-молодогвардейца Олега Кошевого. Пожалуй, это была самая известная роль актрисы. Еще до фильма образ бабушки Веры создан Ануфриевой на сцене Государственного театра киноактера в одноименной постановке

Е. Ануфриева в роли бабушки Олега Кошевого, фильм «Молодая гвардия», 1948 год

Елена Ануфриева из тех талантливых актрис отечественного кинематографа, чьи небольшие роли сразу приковывают к себе внимание и с первого взгляда надолго запоминаются зрителям. А сыграла Елена Ивановна порядка 20 ролей в фильмах 1930-50-х годов. Некоторые из них стали шедеврами, классикой, вошли в Золотой фонд нашего кино.

Так получилось, что режиссеры поручали актрисе небольшие роли и эпизоды. Елена Ивановна сумела мастерски создать образы простых русских женщин-матерей, вдов — ткачих, колхозниц, доярок, бригадирш, казачек… К примеру, небольшую, но яркую драматическую роль матери Павла Корчагина она прекрасно сыграла в фильме Марка Донского «Как закалялась сталь», который вышел на экраны в 1942-м. Его демонстрировали и красноармейцам, порой перед боем, так что герои Николая Островского, Марка Донского, Елены Ануфриевой воевали вместе с нашими бойцами на передовой. Вклад советского кинематографа в общую победу над врагом трудно преувеличить. Наши актеры, нередко рискуя жизнью, бывали на передовой, на встречах с воинами РККА, вдохновляли их творчеством. Среди участников фронтовых творческих бригад можно было нередко увидеть и нашу землячку. И она не раз слышала слова благодарности за свое искусство от рядовых красноармейцев и командиров.

Е.И. Ануфриева (1889-1952), актриса театра и кино.jpg

Так в чем причина успешного воплощения актрисой на экране героев из народа?

Елена Ивановна Ануфриева родилась в мае 1889 года в Павловском Посаде, входившем в то время, как и Орехово-Зуево, в состав Богородского уезда Московской губернии, в многодетной рабочей семье. Главы семейства Ануфриевых не стало, когда Лене исполнилось чуть больше 20. Еще при жизни отца она в 1909 году поступила по классу драмы в Московское музыкально-драматическое филармоническое училище и окончила его в 1912 году.


Елена параллельно учебе занималась в Москве еще и репетиторством, давала частные уроки дикции. Сама зарабатывала нелегкую трудовую копеечку, помогала матери.


За пять лет до Октябрьской революции, в 1912-м, началась ее театральная жизнь. Она продолжалась и в страшные годы революций и гражданской войны. Анализируя творческую биографию актрисы, видишь, как она путешествовала в поисках родного театра. К примеру, работала в Пушкинском летнем театре (Санкт-Петербург), здесь актриса участвовала в постановках произведений известных авторов (Грибоедов, Чехов, Крестовский и др.), а также в благотворительных вечерах, балах-маскарадах и детских утренниках. Именно в Пушкинском летнем театре жители «далекой окраины», как они сами себя тогда называли, приобщались к искусству Веры Комиссаржевской и Григория Ге, русского народного хора под управлением Ольги Агреневой-Славянской и премьера Мариинского театра Андрея Лабинского.

Затем творческий путь актрисы продолжился в Крыму и на Украине. Недолго — с 1912 по 1913 год — Ануфриева выступала на сцене Севастопольского народного театра, затем творческие сезоны (с 1913 по 1915 год) она посвятила Мариупольскому и Бердянскому театрам. В 1915-1916 годах стала участником актерской труппы театра станицы Нижне-Чирской, летнего театра Феодосии и Керчинского театра. В разгар революционных лет, в 1917 и 1918 году, актриса возвращается из многолетнего творческого путешествия в родное Подмосковье и активно включается в театральную жизнь Орехово-Зуева, выступает на сцене морозовского Зимнего театра. Весной 1918 года все кружки и студии Зимнего театра были выведены в Дом искусств, открытый в помещении старого училища Викулы Морозова. В августе того же года Зимний театр передан в ведение Отдела народного образования. С осени 1918-го в связи с ремонтом на сцене Зимнего в основном прекратились все спектакли. Ануфриева продолжила актерскую деятельность в драматическом театре при Отделе народного образования в Москве (1920–1922).

В 1925 году Ануфриева пришла в кинематограф. При Горкоме кино она внимательно прослушала цикл лекций по истории и технике кинематографа, прилежно занималась по ритму и мимике в производственных мастерских. В 1929-м Елена Ануфриева сыграла в фильме «Чины и люди» роль любопытной бабы; в 1931-м в фильме «Ледолом» просто бабы; в 1936-м в картине «Груня Корнакова» Ануфриева исполнила роль бригадирши. Потом в «Поколении победителей» сыграла вдову, а в «Чудеснице» (1938) — доярку. Затем Ануфриева получила роли в фильмах «Новая Москва» (сестра бабушки), «Семья Оппенгейм» (пассажирка поезда с ребенком), «В поисках радости» (мать Митьки Спирина), «Поднятая целина» (казачка), «Шел солдат с фронта» (мать Семена), «БКС № 3. Мужество» (мать Калачева), «Как закалялась сталь» (мать Корчагина), «Родные поля» (колхозница).

Из фильма Как закалялась сталь (1942).jpg

«Как закалялась сталь»

Повторно в Орехово-Зуеве Елена Ануфриева появилась в начале 1930-х. Теперь она «задержалась» здесь подольше, на восемь лет — с 1932 по 1940 год. Служила в Орехово-Зуевском областном, так называемом «колхозном театре» профессионального актера и режиссера И.И. Логинова и в городском драмтеатре А.Л. Грипича (1891-1983), действовавших на базе нынешнего Зимнего театра.

Из фильма Новая Москва (1938).jpg

«Новая Москва»

С перерывами, с 1931 по 1932 и с 1940 по 1941 год, Е. Ануфриева являлась штатной артисткой киностудии «Мосфильм». В годы войны находилась в эвакуации в Алма-Ате. По возвращении в 1944-м пожилую актрису приняли в штат киностудии «Мосфильм», а затем, в ноябре 1947-го, в труппу Государственного театра киноактера (с 1948 года — Театр-студии киноактера), в котором она работала пять лет до ухода на пенсию в 1952 году.

Из фильма Груня Корнакова (1936).jpg

«Груня Корнакова»

В послужном списке Елены Ивановны Ануфриевой фильмы, поставленные выдающимся кинорежиссером Сергеем Герасимовым. На съемочной площадке она познакомилась и подружилась с народной любимицей Тамарой Макаровой, вместе они сыграли в двух картинах. Последняя киноработа Ануфриевой — в драме «Сельский врач» (режиссер С. Герасимов) о тружениках послевоенной советской деревни. Тамара Макарова (к тому времени уже народная артистка СССР) блистательно сыграла молодого врача, выпускницу медицинского института Татьяну Казакову, а Елена Ануфриева — также органично, на высоком народном уровне изобразила ее пожилую пациентку Петухову. В фильме снимались Всеволод Санаев, Инна Макарова, Валентина Телегина, Екатерина Савинова, Николай Рыбников, Георгий Милляр. Премьера состоялась 17 января 1952 года, картину ждал успех. Елена Ивановна дожила до премьеры, но 27 февраля (по другим данным 23 апреля) 1952 года она ушла из жизни, неожиданно и преждевременно, на 64-м году.

Сельский врач - один из последних фильмов с участием Е.Ануфриевой.jpg

Из семейных преданий родственников Ануфриевой известно, что в свое время актриса переписывалась со вдового великого писателя А. Чехова, народной артисткой СССР Ольгой Леонардовной Книппер-Чеховой, а в молодости портрет Ануфриевой писал сам Валентин Серов.

Евгений Голоднов

Обсудить тему

Введите символы с картинки*

Самое читаемое

24 часа
неделя
месяц