Вопрос главе

Сетевое издание «Орехово-Зуевская правда»

Возьми газету бесплатно

Яндекс.Погода

вторник, 4 октября

малооблачно+14 °C

Сейчас в эфире

Радио «Артель»

Краеведение: экскурсия по Орехово-Зуеву 1930-х годов

16 сент. 2022 г., 12:14

Просмотры: 116


В преддверии 105-летнего юбилея Орехово-Зуева Анатолий Панов предлагает совершить путешествие в прошлое и посмотреть, каким был город в 30-е годы XX столетия

Город Орехово-Зуево образован из пяти частей: бывших сел Орехово и Зуево, местечка Никольского и деревни Дубровки с погостом Крестовоздвиженским (ныне район Подгорной фабрики). Начнем со станции Орехово. Маршрут идет через грязноватую, плохо мощеную площадь на главную Ленинскую улицу, которая тянется с запада на восток по всему городу через Орехово и местечко Никольское. На площади перед станцией — гостиница коммунального хозяйства. Чтобы получить там ночлег, нужно было с утра договориться с администрацией (гостиница располагалась на месте ТЦ «Феникс» на Привокзальной площади — прим. авт.).

2.jpg

Гостиница на Сенной площади (ныне Привокзальной), 1932 год

Справа от вокзала шла широкая мощеная, с асфальтовыми тротуарами, обсаженная деревьями главная улица теперь уже бывшего торгового села Орехово. Это нынешняя улица Ленина (в народе Ленинская). Параллельно — вторая ореховская улица, носящая название Рабочего Пота (ныне улица Кооперативная — прим. авт.).

3.jpg

Начало улицы Ленина, 1935 год

Все Орехово было построено на церковной земле, дома принадлежали купцам, теперь они в ведении коммунального хозяйства, переданы жилтовариществам. Среди этих домов и Дом Крестьянина, где можно пообедать и получить ночлег, заранее списавшись с администрацией.

В конце Орехова — рынок, от которого начинается местечко Никольское (бывшие владения фабрикантов Морозовых). Слева — краснокирпичная казарма № 79 для служащих бывших морозовских фабрик (ныне ПЭК ГГТУ — прим. авт.), а справа городской парк, где раньше был дом Морозовых.

4.jpg

Сквер В.И. Ленина у городского парка, слева казарма № 79, 1935 год

Дальше по пути новые здания: аптека и Дом Советов. Здание Совета рабочих депутатов, ранее использовавшееся под квартиры инженеров, носит название Бугровского дома (ныне улица Ленина, дом № 63. Здание спроектировал московский архитектор М.Ф. Бугровский, отсюда и название — прим. авт.).

5.jpg

Бывший Бугров дом. В советское время — старый Дом Советов, 1932 год

Напротив Дома Советов — фабрика-кухня и дом почты и телеграфа. Затем идут однообразные желтые деревянные домики, построенные фабрикантами для служащих. После стоят фабричные корпуса, носящие имя «Пролетарская диктатура». Слева сперва идут двухэтажные, а потом пятиэтажные здания прядильной фабрики, справа — конторы и трехэтажный красильный корпус. Сама красильная фабрика — во дворе красильного заведения, красильный корпус — это часть красильного заведения. Дальше крутильно-ниточные корпуса, ткацкая фабрика № 2.

За ткацкими корпусами слева — Деревообделочный завод, справа — склад строительных материалов. Дальше расположились казармы рабочих (бывшие Викула Морозова), а за ними поселок нового строительства ЖАКТ (ныне Крутовский район — прим. авт.). В поселке часть каменных домов, а часть деревянных.

6.jpg

Мощение дороги на Крутом, 1928 год

Обычно рабочие в старых «морозовских» казармах живут по одному семейству в одной комнате, но нередки случаи, что в комнате и два, а иногда и три семейства. Казармы построены по каморочной системе с общей кухней на всё здание. Это старый быт.

В новых домах ЖАКТ (жилищно-арендное кооперативное товарищество — прим. ред.) квартирная система, в них более удобно и более культурно.

В поселке построен клуб для рабочих, находится он в местности, называемой Крутая, близ полотна железной дороги (Крутовский клуб ныне называется ДК текстильщиков — прим. авт.).

7.jpg

Район Крутое. Рабочий клуб текстильщиков, 1932 год

От клуба к городу по пути 1-я советская школа — фабрично-заводская семилетка. Дальше вдоль линии железной дороги слева видна электрическая станция имени Красина (старая) (ныне ЗАО «Стройнефтемаш» — прим. авт.). Справа склады и вдали прядильная № 2 (бывшая Викула Морозова).

Дальше идет механический завод имени Барышникова (ныне АО «Стекломаш» на улице Моисеенко — прим. авт.). Слева от него улица к 1-й Советской больнице, справа — новая Центрально-электрическая станция (ныне ТЭЦ № 6 — прим. авт.), замечательная тем, что является не только силовой, но и тепловой установкой: отработанный пар станции будет утилизироваться на отопление жилых домов.

8.jpg

Центрально-электрическая станция, ныне ТЭЦ № 6, 1930-е годы

Налево по проходу расположились казармы — жилье рабочих, а в конце — 1-я Советская больница, которая занимает отдельный участок — это целый больничный городок. Отсюда через сквер Барышникова маршрут идет к театру, напротив которого стоят казармы для рабочих (ныне сохранилась всего одна, бывшая казарма № 24, улица Бугрова, дом № 2 — прим. авт.).

9.jpg

1-я Советская больница и сквер Барышникова во время наводнения, 1930 год

Перейдя через железную дорогу, путь идет вновь по фабричной территории. Справа — столовая ЦРК, слева — 1-я ткацкая фабрика. Дальше по пути хлебозавод.

10.jpg

Подвоз торфа к фабрике треста «Пролетарская диктатура» (ныне фабричные корпуса на улице Стачки 1885 года), 1928 год

Далее двор Стачки 1885 года с памятником «Борцам революции».

11.jpg

Двор Стачки, памятник «Борцам революции», 30-е годы

Налево по Ленинской идем до переезда в Зуево. Насыпь ведет к мосту через реку Клязьму, с которого открывается красивый вид на гиганты фабрики, ранее принадлежавшие Морозовым и Зиминым, вдали видна Подгорная фабрика в Дубровке. В Зуеве справа водонапорная башня (она располагалась на улице 1905 года, где раньше был водоканал — прим. авт.), дальше кинотеатр «Заря» и рабочий поселок.

12.jpg

Здание водоканала на улице 1905 года, позади водонапорная башня

Идем по улице Володарского (главная улица Зуева) до домов ЖАКТ, откуда прекрасный вид на фабрики. Путь влево между домами ЖАКТ ведет до так называемого термолитового поселка (ныне часть улицы Героя Советского Союза Федора Ивановича Лопатина — прим. авт.), справа от которого частное строительство, а слева бывшие казармы Зуевской мануфактуры И.Н. Зимина, а теперь фабрики «Красильщик» (Мостекстильшвейсоюз).

13.jpg

Зуевский термолитовый поселок (ныне часть улицы Лопатина), 1932 год

Возвращаясь от казарм на улицу Володарского, попадаешь в центральную часть Зуева, откуда вышли все орехово-зуевские фабриканты (и Морозовы). Раньше Зуево было вотчиной помещика Рюмина.

Из Зуева через бывший Новосадовский переулок идет дорога в Дубровку (ныне микрорайон Карболит — прим. авт.) и на Подгорную фабрику через пустыри и огороды. Перед Дубровкой слева бывшее старообрядческое кладбище, уже предназначенное к переустройству под сквер (сквер все же не получился, на месте кладбища построили хрущевки на нынешней улице Правды — прим. авт.). В Дубровке — шелковая фабрика, ранее Брашниных. Все селения вокруг занимались кустарным промыслом, ткали шелковье. Из Дубровки через лавы на реке Клязьме путь идет прямо к железнодорожной станции.


Жителей в Орехово-Зуеве на 1931 год 73 000 человек.


Большая часть зуевских крестьян работает на фабриках, а некоторые занимаются извозом. Зимой возят торф на фабрики. Около Орехово-Зуева — торфяные разработки, которые можно осмотреть, сговорившись с краеведческим обществом и музеем «Ткач», находящимся в проезде Моисеенко сзади крутильно-ниточного корпуса (нынешний городской музей расположен в Клязьминском проезде — прим. авт.).

14.jpg

Улица Моисеенко, музей «Ткач» (здание не сохранилось), 20-е годы

Таким был город Орехово-Зуево в начале 1930-х годов. Сейчас он развивается и благоустраивается, появляются новые общественные пространства. Все больше возрастает интерес у граждан к истории города, что не может не радовать.


Для подготовки экскурсии использованы материалы из книги «Туристические маршруты по Московской области», изданной в 1931 году. Для визуализации прогулки подобраны фотографии города 1930-х годов, хранящиеся в фондах Орехово-Зуевского городского историко-краеведческого музея.


Анатолий Панов, краевед

Обсудить тему

Введите символы с картинки*