Глубинка: Деревня Губино. Центр торфодобычи и место обитания золотого карася

12 сентября 2020, 09:00

Глубинка: Деревня Губино. Центр торфодобычи и место обитания золотого карася

Цикл материалов в рамках проекта «Глубинка», основанного на публикациях журналиста газеты «Орехово-Зуевская правда» Геннадия Красуленкова и фотографиях фотокорреспондента Александра Каблева, продолжает рассказ о деревне Губино, с незапамятных времен раскинувшей свои дворы среди лесов и болот, здешние места всегда были полны дичи и рыбы: в больших количествах здесь водились утки, тетерева, рябчики, глухари, а в водоемах царем был золотой карась
На дворе 1997 год… В районном центре эту деревню знают многие, вернее, не деревню Губино, а одноименный поселок в недавнем прошлом Губинского торфопредприятия, который вырос из нескольких бараков для сезонных рабочих, построенных близ торфяного месторождения еще до революции. Именовался этот поселок Губино-Фрезер и за годы Советской власти превратился в крупный населенный пункт районного подчинения. Здесь были построены двухэтажные жилые дома, магазины, школа, больница, хороший клуб, столовая, два детских сада.
Выросла и производственная база. Местный цех машиностроения Губинского торфопредприятия выпускал продукцию и машины для торфяной, топливной и лесной промышленности. Со временем, особенно в последние годы экономических реформ, обстановка изменилась. Не стало Губинского торфопредприятия, на бывших карьерах уже не встретишь торфяников с их техникой, по привычке лишь рыбаки из разных мест еще ездят сюда на промысел. Цех машиностроения стал вторым цехом производственно-коммерческой фирмы «Тонар». Впрочем, об этом впереди. Главный наш разговор пойдет о деревне Губино, с незапамятных времен раскинувшей свои дворы среди лесов и болот. Большинство верующих здесь — старообрядцы, потомки тех, кто еще в конце XVII века бежал в эти глухие места от преследования властей.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ КАРТИНКИ

ТЕКСТИЛЬ. В начале XX века эта деревня называлась Губинская. Она насчитывала в 1925 году 408 дворов и 2220 человек обоего пола, административно входила в состав Кудыкинской волости. В истории России сотни именитых старообрядцев стали основателями промышленных производств, они строили фабрики и заводы, своей деловой хваткой, трудолюбием и смекалкой способствовали экономическому развитию России. Уже в конце прошлого века в деревне Губинская действовали две паровые мельницы, работали бумаготкацкие и отделочная фабрики братьев Кокуновых, 132 механических станка вырабатывали ткань на бумаготкацкой фабрике И. К. Ешкова. Работал здесь и кирпичный завод.
По меркам того времени, а по-нашему тем более, деревня Губинская была большой и многолюдной. В нее входили слободы Измайловская, Николаевская и Александровская, скорее всего получившие свое название от фамилий старожилов деревни. Каждой слободой управлял староста, которых выбирали на сельских сходах. В основном это были зажиточные крестьяне или промышленники
Фабрики стали основным местом трудоустройства населения. В годы Первой мировой войны на них работала примерно тысяча человек. В начале 1918 года фабрики были национализированы и вошли в трест "Обновленное волокно", управление которого находилось в Москве. В 1923 году их законсервировали. Через два года некоторые снова заработали. Затем была новая консервация, завершившаяся тем, что в 1937 году ткацкие станки отсюда были вывезены на фабрики созданного “Мостекстильсоюза", в частности, в селение Митрохино Куровской зоны. На освобожденных производственных площадях было установлено прядильное оборудование. В 1964 году Губинская прядильная фабрика как цех перешла в состав “Ликинки".
Текстильная эпопея завершилась здесь в 1991 году. На ее основе возникла ПКФ “Тонар’'.
ТОРФ. Наравне с Вереей, Снопком, Мисцевом и Беливом Губино стало одним из крупных центров торфодобычи в Орехово-Зуевском районе. Еще до революции здесь добывался кусковой торф, который шел в качестве топлива и источника энергии на местные фабрики. Разрабатывались торфяные залежи и Кузнецовым, владельцем Дулевского фарфорового завода. Добыча торфакуска вначале производилась вручную, затем при помощи прессов с конной тягой, а позднее — машинами-локомобилями. До революции в районе деревни Губинская работало около десяти формовочных машин и свыше тысячи рабочих, из которых большинство составляли сезонники, в основном из Рязанской губернии.
После Октября все торфоразработки стали собственностью государства В 1931 году созданное здесь Губинское предприятие перешло на добычу торфа фрезерным способом, что значительно увеличило выработку Труд торфяников стал высокопроизводительным и механизированным В 1967 году на предприятии было добыто свыше 200 тысяч тонн "торфа В эти годы а,, поселке Губино-Фрезер шло интенсивное строительство жилья и объектов, как говорят, соцкультбыта. И все же в истории этого места осталось и другое название: Губино-Кусок, напрямую связанное с технологией добычи торфа.
И как в текстиле, конец деятельности торфяников приходится на 90-е годы. Торфопредприятие пришло в упадок и вскоре очень кстати попало под крыло известного "Тонара", потому что люди теряли работу, а вместе с ней и надежду прокормиться на месте, не уезжая в столицу или районный центр.

ЗДЕСЬ ПРИЯТНО ПООБЕДАТЬ

В губинской столовой мне приходилось быть раньше неоднократно, когда она относилась к “Торфрабснабу". Неплохие обеды, неплохой зал, неплохое по сравнению с другими рабочими столовыми обслуживание. Но то, что мы увидели на этот раз, поразило.
Столовая выглядела как оазис общественного питания, хотя это избитое сочетание слов просто не вязалось с интерьером столовой- кафе. Дерево, европейские отделочные материалы, зеркала, эффектные светильники и прекрасный дизайн.
— Нашей столовой уже около сорока лет, — говорит заведующая Т. И. Юдина, — если бы не “Тонар", то судьба наша была бы такой же, как и многих других предприятий общепита. Три года назад столовую полностью обновили, прошел ее капитальный ремонт, и сразу же сюда потянулись люди. Зал столовой рассчитан на пятьдесят человек, мы принимаем заявки на проведение торжеств, свадеб, дней рождения, но только от своих жителей и рабочих “Тонара". Расширили базу: у нас сейчас прекрасный буфет, на территории деревни и поселка действует шесть торговых палаток. Три автомашины обеспечивают наше производство и торговлю всем необходимым. Продукты у нас только свежие...
Мы не удерживаемся и заказываем обед: первое, второе и третье. Вкусно. А знаете, на какую сумму он обошелся? Пять тысяч 200 рублей, причем первое и второе были мясными.
фотография сейчас недоступна
На снимке: в губинской столовой.

КОРОТКО

В 1930 году в деревне Губинская был организован колхоз “Всходы социализма", переименованный впоследствии во "Всходы коммунизма". Первым его председателем был Ф. Ф. Борисов.
В начале века в Губинской проживало свыше 2 тысяч человек, в настоящее же время — 583, из которых 305 — пенсионеры. В прошлом году здесь родилось 22 человека, умерло же 65.
В настоящее время здесь действует животноводческая ферма АО «Орехово-Зуевская птицефабрика». Руководит коллективом И. П. Клюев.

ПОД КРЫЛОМ «ТОНАРА»

Торфяные поселки, основанные в 30 — 40-е годы развивающимися и богатыми тогда предприятиями топливной промышленности, в большинстве своем нынче выглядят пенсионерами, еле сводящими концы с концами, есть и такие, которые уже умерли, так и не увидев новых благоустроенных домов. Бараки и масса проблем — удел многих населенных пунктов торфяников.
Губино в этом отношении является редким исключением. "Тонар", рожденный в 1991 году, работает. За месяц из его цехов выходит 750 единиц различных прицепов и фургонов, реальностью стал выпуск 30 видов продукции. Однако мой разговор с генеральным директором фирмы В. А. Пазычевым был совсем на другую тему.
— Владимир Антонович, в последние годы масса предприятий валом валит свои объекты социальной и культурной сферы в муниципальную собственность, но районные, городские и сельские администрации сами находятся в тяжелейшем положении и не всегда имеют возможность хотя бы на минимуме поддержать жизнедеятельность клубов, стадионов, библиотек детских садов, школ и больниц. Вы же не пошли по этому легкому пути...
— Меня как руководителя сильно волнует социальная сфера. Если человек живет в собачьей конуре, то у него и мысли соответственные этому. Я вспоминаю разговоры рабочих в цехе по понедельникам, когда наше дело только начиналось. Все они крутились вокруг водки и самогонки, выпитой накануне. Психология, привычки людей, выработанные за несколько поколений, житье в бараках, тяжелый и грязный труд дали свои плоды. Мы начали с того, что почти два года восстанавливали запущенные на поселке коммуникации. Вода и тепло должны быть в каждом доме.
— Благоустроенное жилье — это, конечно же, хорошо. Но говорят, что человек начинается после пяти часов вечера, то есть после работы. Многое зависит от того, куда он пойдет: то ли в магазин за водкой, то ли в Дом культуры или на стадион. Помнится, в прошлые годы в поселке были сильные футбольная и хоккейная команды.
— Да. Но со временем на клуб стало грустно смотреть, на стадион также. Приводим спортивную базу в порядок, уже организовали внутрицеховые соревнования, начали спортивные состязания среди детей и ветеранов. Начал чувствоваться спортивный азарт Команда 'Тонара" выступает в районном первенстве по футболу, настольному теннису и шахматам. Хотя сделать предстоит еще очень много.
— Ну, а что с Домом культуры, который название “Юбилейный" сменил на "Тонар”?
— Мы ведем его ремонт. Многое уже сделано, но еще не все. Оформляется танцевальный зал. закупили музыкальные инструменты. Это не просто ремонт. Клуб совершенно изменит свой вид. К работе подключены художники-дизайнеры. Все должно быть сделано на профессиональном уровне. Открыли мы школу искусств, для чего было переоборудовано здание бывшего детского сада. Дети занимаются там в классах фортепиано, баяна, гитары и духовых инструментов. Есть танцевальный класс, работает изокружок. Школа дала уже два отчетных концерта, которые прошли в переполненных залах. А это значит, что родители стали смотреть на своих детей совсем по-другому, это другой уровень семейных отношений.
— Иными словами, все объекты соцкультбыта сейчас ваши?
— Да. На содержание их мы ежегодно перечисляем в районный бюджет 200 миллионов рублей, возвращается же к нам на цели только 40. Так что приходится привлекать дополнительные средства, что дается нелегко.
— Но как бы то ни было, чаще всего власти говорят приблизительно так: “Там есть Пазычев, он поможет." Это так?
— Конечно Но все начинается с производства. К сожалению, кредитная и налоговая политика такова, что и “Тонар" испытывает немало трудностей. Объемы выпуска и реализации продукции растут, а денег нет. Заказчики задолжали нам полтора миллиарда рублей, расплачиваются же чаще всего своей продукцией. Воронежский завод платит шинами, мясокомбинаты — колбасами, которые нам приходится реализовывать среди своих рабочих. В такой ситуации надо искать наименее болезненные выходы из положения, объясняем коллективу оперативное положение и надеемся на поддержку. Нас вытянут новые технологии и конкурентоспособная продукция. В скором времени мы получим из Германии высокопроизводительное листогибочное оборудование, думаем внедрить также порошковое металлизированное покрытие. Мы стоим на пороге становления качественно нового производства. В этом спасение не только предприятия, на котором работает сейчас 1300 человек, но и гарантия благополучия социальной сферы.
фотография сейчас недоступна
На снимке: В. А. Пазычев.

ГУСИНСКАЯ СТАРИНА

Центр некогда многолюдной деревни Губинская и сейчас определить нетрудно. Здесь находятся двухэтажные дома. Один из них, выложенный из красного кирпича, — явный образец архитектуры середины прошлого века. Принадлежал он фабриканту И. В. Кокунову. Рядом стоящий дом и двухэтажные деревянные дома напротив, сохранившие еще былое величие, но со временем обветшавшие, дают возможность представить это место в то время. Дополнял его некогда ряд красавиц берез, которые уже спилены, и водоем.
фотография сейчас недоступна
На снимке: дом бывшего фабриканта И. В. Кокунова в центре деревни.

ОДИН ИЗ МНОГИХ

Поговорить с пожилыми людьми в глубинке, с людьми, у которых за плечами осталась долгая жизнь, всегда интересно. Вот и Тимофей Михайлович Титов оказался таким собеседником. В свои семьдесят с лишком лет он выглядит молодцевато, тело крепкое, в глазах видится тот блеск, который говорит об интересе к жизни, ее нынешним проявлениям.
— Все предки мои жили здесь, — начал он. — Земля эта принадлежала до революции Артему Елисову, а мы жили на задах, потом построили дом. Семья была большая. Отец мой Михаил Анисимович работал мастером на ткацкой фабрике, там же работали все сестры и братья. Пряжу, помню, из Ликино возили на подводах, а обратно туда готовую ткань.
Неподалеку были кузнецовские и ешковские торфоразработки, а около стадиона потом — гидроторф. Там и образовалась наша "размывка", где в основном отдыхает сейчас молодежь.
В 1939 году я был призван в армию, в сорок первом ждал демобилизации, а тут началась война. Служил шофером, потом окончил курсы младших лейтенантов и курсы танкистов. Командиром автомобильного взвода я начал свой боевой путь. В Молдавии были первые бои, в которых мне пришлось участвовать. Потом ранение, госпиталь, снова передовая. Войну закончил в Германии неподалеку от Потсдама в 5-й танковой армии, которая вскоре была в экстренном порядке направлена через Австрию в Чехословакию.
Тимофей Михайлович говорит не спеша, словно взвешивая каждое слово, осмысливая то, что прожито. Вернулся с войны с медалью "За отвагу", орденом Отечественной войны. Почти тридцать лет отработал на местном торфопредприятии.
— Я вот сижу и жду пенсии, — говорит он, — должны принести. Земля нас с хозяйкой моей Таисией Александровной кормит, но без денег-то нельзя.
— А за кого вы голосовали на прошлых президентских выборах?
— За Ельцина. Если будут новые выборы, то мне трудно сказать, кому бы я отдал свой голос. Но только не за нынешнего президента. Ветераны вправе ожидать от власти большего внимания...
На подоконнике небольшого кухонного окошка дома Титовых стояли деревянные ящички с рассадой. Сладкий перец и помидоры уже выбросили молодые ростки. Весна.
фотография сейчас недоступна
На снимке: Т. М. Титов.

ПОРЫБАЧИТЬ НА КАРЬЕРЫ

Старики вспоминают, что здешние места были полны дичи и рыбы. В больших количествах водились утки, тетерева, рябчики, глухари. Было немало лосей и кабанов. Некоторые из мужиков за счет охоты поддерживали свои семьи.
Ну, а в водоемах царем был золотой карась. Говорят, среди сегодняшних окуня и ратана он начал снова появляться, а думали, что пропал навсегда. Как бы то ни было, но в автобусе "Орехово — Губино" всегда немало рыбаков. Есть надежда по последнему ледку поймать золотистое чудо.
фотография сейчас недоступна
На снимке: рыбаки ждут автобуса.

ЖДУТ ПЕНСИЮ

Антонина Ефимовна Гаврикова — уроженка здешних мест, и предки ее здесь жили. В свои преклонные годы она еще бодра и на память не обижается, знает губинскую старинку. Она из тех пенсионеров, а их в деревне свыше 300, которые всю жизнь работали на прядильной фабрике, а сейчас выглядывают из окошка и ждут пенсию, которую опять задерживают.
фотография сейчас недоступна
На снимке: А. Е. Гаврикова.

«МАЛО РАДЕНИЕ ЗА ВЕРУ...»

Неподалеку от бывшего делового центра деревни Губинская некогда был построен старообрядческий храм. Он и сейчас стоит, скромный, строгий, за небольшим деревянным забором. На своем веку он видел многое, а в последние годы именно сюда, в старообрядческий центр Гуслицкого края, неоднократно приезжал патриарх древлеправославной веры Алимпий, чья резиденция находится в Покровском кафедральном соборе близ Рогожского кладбища в Москве.
По обновленному крыльцу мы вошли в храм, где нас вначале недоверчиво встретил отец Александр. К православным официальной церкви отношение здесь особое. Мы своего рода неверные, хотя если вникнуть в суть, то различия, разъединившие две ветки православия, чисто формальные. Отец Александр все же встретил нас, говорил о высшей правоте древнего православия, но постепенно разговор вошел в колею сегодняшних забот.
— 60-, 70-, 80-летние — вот контингент верующих в деревне, — говорит он. — Молодежь бывает наскоками, от сатанинства, которое идет от средств массовой информации, привлечь их к истинной вере очень трудно. В населенных пунктах прихода тяга к Богу мала. Даже поминки по усопшим часто переходят в обычные пьянки.
— В настоящее время сельские приходы поддерживаются пожертвованиями. Вы чувствуете это?
— Они очень малы. В большей степени храм содержится за счет радения истинных верующих из местного населения. А дел предстоит выполнить еще немало. Нужно подремонтировать крышу, поставить новый купол, который должны скоро привезти.
— Отец Александр, сейчас идет великий пост. Чтобы вы сказали по этому поводу?
— Необходимо воздержание в питии, супружеских отношениях, мы должны устремиться к молитве, к очищению души.. Не упустите возможности засеять ее новыми духовными семенами.
фотография сейчас недоступна
На снимке: Губинский храм.

ЛАВКА ПРИЕХАЛА

Жаловаться на торговлю в наше время жителям не приходится, хотя, конечно, почти все магазины, торговые палатки находятся в поселке Губино-Фрезер, да и автолавки приезжают. Вот и в день нашего приезда неподалеку от дороги развернул свою выездную торговлю магазин № 7 “Сельхозпродукты" из Ликино-Дулева. На прилавке лежали яблоки, апельсины, курага, крупы, шло в продажу подсолнечное масло. За прилавком стояла Светлана Сашихина. Как выяснилось, заведующая магазином В. В. Власова часто организует такую выездную торговлю. Кроме Губина, автолавка периодически бывает на Верее, в Демихове. Одним словом, рынок заставляет быть ближе к покупателю.
фотография сейчас недоступна
На снимке: идет выездная торговля.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

• Постепенно увеличивается число жителей, содержащих домашний скот. Сейчас в деревне насчитывается 19 голов крупного рогатого скота и 125 коз. В 1990 году их было соответственно 10 и 119.
• Одна из бед для населения деревни — отсутствие радиовещания. Ни "Тонар", несмотря на его большие затраты по социальной сфере, ни сельская администрация пока не могут помочь людям, которые за долгие годы привыкли к этому виду связи.
• На территории Губинской сельской администрации проживает 32 инвалида и участника войны, 800 пенсионеров. Создан и действует совет ветеранов, который возглавляет А. В. Гаврилов.
• В канун Дня Победы минувшего года участники войны получили от "Тонара" денежное вознаграждение в сумме 500 тысяч рублей. Одиноким пенсионерам выплачивается добавка к пенсии в 60 тысяч рублей.
• Губинская средняя школа является одной из лучших в районе, а по итогам всероссийского конкурса “Школа-96” ей присвоено звание лауреата. Возглавляют педагогический коллектив директор Г. А. Апполонова и завуч школы Т. Б: Жукова.
Продолжение следует...