ГАУ МО "Орехово-Зуевское информагентство МО"

Яндекс.Погода

пятница, 24 ноября

пасмурно-7 °C

Онлайн трансляция

1924 год

02 окт. 2016 г., 18:17

Просмотры: 402


Поддержание порядка, торговля, денежная реформа, досуг, спорт, антирелигиозная борьба и новый быт — основные темы газеты «Колотушка» в 1924 году. Все это соответствовало политике советского государства

Показательной в этом плане выглядит заметка от 4 апреля «Деревенские непорядки», где рассказывается о том, что «на Масленице в деревне Мисцево все крестьяне гнали самогон, а детвору поставили на страже на случай появления милиции. Милиция действительно появилась и началась среди самогонщиков беготня через черные ходы. Прятали закваску и аппараты по огородам и гумнам. Милиции пришлось заглянуть даже в колодезь, где и было обнаружено 2 ведра самогона висящими на веревке. Но только это и нашли, а как уехали, снова заработали вовсю самогонные аппараты».

О проблеме отечественной промышленности — разгильдяйстве, пишет «Колотушка» 15 апреля в материале «Подвесили». Разговор о Дулевском госзаводе.

«Шлифовальный отдел Дулевского госзавода — одно из старейших зданий. Еще при тов. Кузнецове он предназначался к судьбе — пожару. Как мог его пожар обойти непонятно. Теперь это здание все в щелях, согнутое набок, с худой крышей представляет из себя зимой ни что иное, как холодильник, а весной и осенью ванную комнату с беспрерывным душем со всех сторон. Когда дождь, на голову льется вода. Можно ли в таких условиях работать? Нельзя. Как же вышли и положения? Охрана Труда придумала подвесить котельницы в те места, где льет вода. Подвесили, но беда осталась бедой».

Зато с юмором у наших земляков было все в порядке. Особый, на производственные темы, фактически прообраз киножурнала «Фитиль», он, к тому же, дает представление о жизни того времени. Заметка «Новая охота» от 22 апреля, раскрывает все карты.

«В 4 этаже на прядильной у съемщиц по утрам можно наблюдать очень интересные вещи. Идешь по фабрике и видишь, сидят бабы кучками распустив волоса. Одна кладет голову на колени другой и начинается охота… на вшей. Эта охота так увлекает съемщиц, что они никого не замечают. Фабком, зачисли съемщиц в союз охотников».

Тема лесовосстановления была актуальна и в 1924 году. Об этом материал «Как будет проводиться день леса» от 9 мая.

«Уездная комиссия по проведению «дня леса» постановила кампанию по городу начать с 11 по 25 мая. Предполагается в «день леса» провести следующие работы: рассадка дичков на Крутом и за недостроенной церковью на площади 3-х десятин. Посадка дичков вокруг д/д № 1. Обсадка братской могилы. Показательная посадка газона напротив базара. Посадка дичков в пионерском городке около летнего парка и в Зуеве вокруг школы №6.
В «день деревонасаждения» 11 и 18 мая на сборных пунктах буду прочтены доклады о значении леса».

«Картину маслом» рисует «Колотушка», описывая жизнь общества в свободное от работы время в деревне Юрки Теренинской волости 11 мая под названием «Просветите село Юрки».

«Вхожу в село Юрки Теренинской волости. Село — ничего себе — в 125 дворов.

— Что у вас замечательного? — спрашиваю…

— А вот в чайной узнаете.

Чайная частная принадлежит прежнему трактирщику. Действительно, здесь узнаешь всю неприглядную, темную сторону быта этого села в прошлом и настоящем. Захожу вечерком. Дым коромыслом. Подвыпившие фигуры с азартом рассказывают что-то похабное, какие-то разудалые подвиги. Прислушиваюсь. Оказывается, вспоминают прошлое, как они здесь были мастерками, имели фабрики ручного ткачества и объегоривали «журавлей», т.е. политических ссыльных. А дальше идет похвальба насчет пьянства, картежной игры, воровства и т. п.».

Тем временем в стране активно работала программа ликвидации безграмотности, о чем 13 мая «Колотушка» рассказывает в заметке «Ликвидация безграмотности».

«Неграмотных членов союза текстилей на фабриках нашего города и уезда насчитывается 2182 чел. (до 35-летнего возраста). Из них 846 человек уже обучаются на 22 ликвидационных пунктах. Более 90 % — неграмотные женщины. Изживать это темное наследие прошлого нужно. Но, к сожалению, посещаемость обучающихся колеблется от 40 до 90 %. Тем пунктам, где посещаемость слабая, нужно подтянуться. В наших рядах не должно быть неграмотных».

О создании здорового общества, как выясняется, болела голова не только у государства. Занять полезным делом молодежь считали необходимым и работники предприятий. Об этом в материале «В помощь физкультуре» от 14 мая.

«Ликинцы, идя навстречу молодежи, в особенности кружку физкультуры, решили пожертвовать, кто сколько может, для устройства парка, детской площадки и забора на футбольном поле. Пущены в ход подписные листы. Рабочие охотно жертвуют, кто день, кто два из своего заработка. Судя по ходу пожертвований, в настоящем сезоне рабочие будут иметь для себя отдых на воздухе, а также и молодежи представится возможность развиваться физически. Имея средства от сбора на играх в футбол, молодежь будет снабжена всем необходимым для спорта. Молодежь шлет горячее спасибо рабочим».

Тема ЖКХ, как видно, не сходит с повестки дня почти сто лет. Причем заметка «Жилищные дела. Новая квартирная плата» от 28 мая вполне соответствует современной тенденции унификации тарифов.

«С установлением по Московской губернии новой квартирной платы, у нас в Орехове взамен существующей платы, несколько пониженной против Москвы, предполагается ввести плату одинаковую с вновь установленной для всей губернии. Повышение платы будет очень незначительное не более 10 %. Плату предполагается ввести равную для всех районов города».

«Колотушка» «колотит по мозгам» тех, кто отвечает за молодежную политику. В заметке «Коротково в часы отдыха» от 11 сентября газета толсто намекает им: начните, наконец, заниматься своими непосредственными обязанностями.

«В д. Коротково Запонорской волости молодежь и подростки исключительно работают на Дулевском фарфоровом заводе. По окончании работ на фабрике, они спешат в деревню помогать в крестьянстве, где бывают заняты до позднего времени. Но бывают такие вечера, что работы никакой нет. Вот тогда они стараются найти себе развлечение — берут футбольный мяч и вихрем несутся на поле. Те, которые не заняты игрой, толпятся у турника, который стоит посреди деревни. Но есть и не сознательные, которые, сидят только за картами, пьют, устраивают скандалы, драки и т. п. Несмотря на то, что деревня большая, ни клуба, ни читальни нет. Была небольшая передвижная библиотечка. Отдали в другую деревню, а сами остались без книг. Молодежь обижается на фабричных ребят, что над ними никто не примет шефства. Комсомольские организации, заглядывайте почаще к нам в деревню теперь крестьянская молодежь освободилась от своих работ и можно начать с ней просветительно-воспитательную работу».

Антирелигиозная борьба и образование в те годы шли нога в ногу. И не только в том, что касалось идеологии. В большинстве своем новые школы, учреждения культуры появлялись в помещениях церквей. Об этом материал «Колотушки» от 17 сентября «Вместо молитвенного дома — школа».

«В с. Запонорье сгорел старообрядческий молитвенный дом. Дом был застрахован и страховая премия в 3852 руб. по ходатайству волисполкома будет передана на расширение школьной сети в волости. Вместо дома, который держался на темноте народных крестьянских масс, будет дом просвещения».

Вот так номер, удивляется редакция «Колотушки» работе культурной комиссии Дулева в материале с одноименным названием, опубликованном 19 сентября.

«Дулевская культурная комиссия выкинула неожиданный номер. У нее в клубе происходят ожесточенные турниры в козла. Эту картежную игру завклубом вовлечено много молодежи. Если так будет продолжаться, то можно дойти до «темной» и «двадцать одного». Ну и доработались же ребята».

А вот к свадьбе, особенно если женятся комсомольцы, газета подходит с чисто прагматичным интересом. Материал от 4 октября так и называется — «Комсомольская свадьба».

«В Дулевском театре недавно была свадьба комсомольца Молоткова с комсомолкой Нечаевой. Молодые зарегистрировались сначала в совете, а потом на свадебном вечере в театре выступившие товарищи приветствовали их и поясняли, что такое гражданский брак. На эту свадьбу пришло много парней и девушек из д. Коротково. Всем свадьба очень понравилась. Они учли, что здесь не нужен целый ряд расходов, например: выкуп за невесту рублей 15, попу — 10 руб., певчим — 5 р., мужикам и бабам — 15 р. Всего рублей 50 заплатишь, а после и зубы на полку, говорили они. И решили: попробуем, сделаем по-новому и мы».

Как уже говорилось, новый быт постепенно входил в жизнь общества образца 1924 года. «Колотушка» пишет об этом в статье «Столовые — это кусочек нового быта» 11 декабря. Для современного читателя особенно интересны цены в столовой и обстановка.

Газета "Колотушка" 1924 год

«При Дулевском заводе на средства кооперации организована общественная столовая имени М. И. Ульяновой. Обед стоит 27 к., чай — 12 к. и ужин — 15 к. Пропускная способность столовой 500 ч. Первый день столовую посетило 150 ч., потом 300, 400, 500 и последние дни уже переваливает за 700. Обедают одиночки, но начинают посещать столовую и семейные рабочие. В столовой чистота, можно почитать газеты, журналы, организован уголок Малиновского, есть и стенная газета. Поступает масса заявлений и от крестьян с просьбами разрешить им пользоваться столовой».

Вектором развития советского государства в те годы была индустриализация. В заметке «Ударная работа» от 19 декабря об этом говорится открытым текстом.

«20 декабря ячейка ткацкой фабрики № 3 будет праздновать свою годовщину. К этому дню наша фабрика будет пущена на все 100 процентов. Добро пожаловать, рабочие и работницы, в Тк. № 3 к нам на праздник».

Герман Витальевич Спирин