Возьми газету бесплатно

ГАУ МО "Орехово-Зуевское информагентство МО"

Яндекс.Погода

воскресенье, 17 ноября

пасмурно+6 °C

Онлайн трансляция

Морозовский клуб: Великие русские меценаты и коллекционеры в Питере

11 сент. 2019 г., 9:16

Просмотры: 3777


В Государственном Эрмитаже продолжает работу уникальная выставка «Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры», на экспозиции побывал член Морозовского клуба Гамэр Баутдинов, подробности — в его материале

Первое, что я увидел, подойдя к зданию Главного штаба, где находится один из филиалов Эрмитажа, — огромная очередь в несколько сотен человек, растянувшаяся до Александровской колонны в центре Дворцовой площади. Проходя вдоль нее, вдруг слышу, как один итальянский турист говорит другому, кивая в мою сторону: «Мы, кажется, ехали в одном вагоне из Москвы с этим синьором…». Завязался разговор, итальянцы поинтересовались тем, как «большевики» штурмовали в 1917 году стоящий перед нами Зимний дворец. И так беседуя, мы подошли к кассам, где меня ожидал приятный сюрприз: сказали, что по распоряжению директора Михаила Пиотровского вход для российских пенсионеров в музеи Эрмитажа бесплатный.

5.jpg

Так я оказался первым посетителем Морозовской выставки и практически в одиночестве начал рассматривать шедевры французской живописи. Правда прошло всего несколько минут, и появилась большая группа итальянцев, за которой вскоре последовали вторая, третья, и в каждой по 30 — 35 человек. Гости с Апеннинского полуострова внимательно слушали рассказы экскурсоводов, интересовались полотнами, фотографировали. Среди них оказались мои новые знакомые. Я попросил поделиться впечатлениями от увиденного. И тут посыпался шквал эпитетов в адрес морозовской коллекции: замечательная, редчайшая, превосходная! Оказалось, что столь полной выставки с полотнами Мане, Моне, Ренуара, Дега, Писcарро, Сислея, Сезанна, Матисса и других художников рубежа XIX — XX веков моим попутчикам не доводилось прежде видеть. Пожалуй, только в прошлом году в Париже на выставке коллекционера Сергея Щукина. Кстати, в 2020-м туда же будет отправлена коллекция Морозовых.

4.jpg

3.jpg

Итальянцы поинтересовались, как Морозовым удалось собрать такую коллекцию и кто они, эти коллекционеры? Когда я упомянул о промышленном центре Морозовых в Никольском, один из них воскликнул: «Так это как у нас Прато в Тоскане, бывшее до недавнего времени одним из важнейших центров текстильного производства Италии. Правда, сейчас местных предпринимателей вытесняют китайцы».

В свою очередь, я спросил у итальянцев, почему у них, чья родина славится необыкновенно богатым культурным наследием, такой интерес вызывает искусство ХХ века? Суть ответов свелась к следующему: «Нельзя противопоставлять прошлое и настоящее. Как бы ни было прекрасно итальянское искусство, особенно периода Возрождения с великими Леонардо, Микеланджело, Рафаэлем, мы живем в ХХI веке с иными интересами, запросами, потребностями. Поэтому не можем оглядываться только назад. Да и само развитие человечества, прогресс стимулируют к поиску новых форм организации труда и досуга, что способствует появлению нового и в искусстве».

2.jpg

Мы распрощались, и мои знакомые отправились осматривать город, который не считают для себя чужим, поскольку основное архитектурное ядро Петербурга и многие его художественные шедевры создавали итальянские мастера — Трезини, Растрелли (Зимний дворец), Ринальди (первый Исаакиевский собор), Кваренги (любимый архитектор императрицы Екатерины Великой), Росси (автор Дворцовой площади со зданием Главного штаба) и другие.

По аналогии я вспомнил о том, что и Морозовы некоторым образом были связаны с Петербургом. Так, здесь в 1908 — 1915 годах министром земледелия Российской империи служил Александр Васильевич Кривошеин, женатый на Елене Геннадьевне Карповой — дочери Анны Тимофеевны Морозовой. Здесь родились и похоронены некоторые из их детей. В городе на Неве обрела вечный покой и одна из младших сестер Карповой — Наталья Геннадьевна с мужем — академиком Николаем Петровичем Лихачевым, историком, археологом, искусствоведом, основателем Музея палеографии. А еще в Петербурге, в Государственном Совете — высшем органе власти России, заседал Григорий Александрович Крестовников — муж Юлии Тимофеевны Морозовой. Сюда регулярно приезжал и Савва Тимофеевич для решения непростых вопросов взаимоотношений столичной власти с промышленным центром России. Кстати, на Волковом кладбище похоронен его внук — Адриан Тимофеевич Морозов, погибший в автокатастрофе в мае 1945 года.

Что же касается Эрмитажа, то здесь на постоянной основе хранится добрая часть коллекций Михаила и Ивана Абрамовичей Морозовых, которая сейчас экспонируется на выставке (109 работ). Другую часть выставки (31 полотно) составляют лучшие работы из морозовской коллекции, принадлежащей Государственному музею изобразительных искусств им. Пушкина в Москве.

1.jpg

Михаил Пиотровский

Морозовская выставка в здании Главного штаба Эрмитажа продолжит работать до 7 октября.

Профессор Гамэр Баутдинов