ГАУ МО "Орехово-Зуевское информагентство МО"

Яндекс.Погода

воскресенье, 24 марта

пасмурно-4 °C

Онлайн трансляция

Всемирный день ребенка: Трудная жизнь учеников начальной школы

20 нояб. 2018 г., 10:41

Просмотры: 3684


Как живется ученикам современной начальной школы – об этом в материале корреспондента Орехово-Зуевского ИА Натальи Лисовицкой

Всемирный день ребенка отмечается ежегодно 20 ноября с 1959 года. В этот день Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав ребенка. Праздник направлен на обеспечение благополучия детей во всем мире.

Во Всемирный день ребенка стоит вспомнить о правах юных граждан. Их не так уж и мало — 16 пунктов, один из которых — право на образование. Однако в последние годы государство слишком усердствует в реализации этого права: учеба в жизни детей занимает львиную долю всего времени. Конечно, обучение всегда было приоритетным занятием для школьников. Недаром еще в 80-х годах звезда отечественной эстрады Алла Пугачева исполнила песню «То ли еще будет», которая мгновенно стала популярной.

«Нагружать все больше нас
Стали почему-то.
Нынче в школе первый класс —
Вроде института.
Я ложусь в двенадцать спать,
Силы нет раздеться.
Вот бы сразу взрослым стать,
Отдохнуть от детства».

Однако, исполняя эти слова, Алла Борисовна и не предполагала, как далеко все зайдет. Если еще 1980-м году школьники уже хотели отдохнуть от детства, то в нынешнем 2018-м они готовы от него бежать. Школьная программа с каждым годом усложняется, количество предметов увеличивается, да и требования растут. Причем все это касается даже первоклассников.

Пожалуй, российским школьникам стоит оборудовать ранцы колесиками, чтобы их не так тяжело было носить.jpg

Рассмотрим хотя бы список канцелярии и принадлежностей для обучения первоклассника: дневник, папка для тетрадей, сами тетради в клетку и в линейку, обложки для тетрадей и книг, подставка и закладки для книг, пенал, ручки, простые и цветные карандаши, точилка, ластик, линейка, альбом, краски, набор кистей для рисования, папка для труда, цветная бумага, картон, клей, пластилин, дощечка для лепки, ножницы. А ведь нужна еще и одежда для занятий физкультурой, сменная обувь и так далее. Даже страшно представить, как все это вмещается в один школьный ранец. Потому и приходится родителям срываться с работы, чтобы отводить и встречать детей из школы — с таким списком вещей их ручная кладь становится просто неподъемной. Где уж тут сохранить здоровье юного поколения. А между прочим, кроме права на образование у детей есть также и право на охрану здоровья. Но необходимость получить знания явно перевешивает.

 

Шесть часов учебы

«Мне приходится отводить сына в школу не позднее 7:45, хотя уроки начинаются в 8:30», — говорит мама двоих детей Надежда, один из них, Павел, — первоклассник. Необходимость приходить в школу так рано вызвана тем, что малышам нужно успеть раздеться, переобуться и добраться до своего класса до прихода старших детей, иначе их просто затопчут. Из-за этого первоклассникам приходится полчаса сидеть в классе перед началом занятий, даже выйти в коридор им страшно.

Сами уроки заканчиваются в 12:00, но день первоклассника продолжает внеурочная деятельность. Она длится до 14:00. И вот, спустя шесть часов, малыши приходят из школы домой. Хорошо еще, что в первом классе нет домашних заданий. Однако на каникулы детям поручают, например, отработку устного счета. «Сын мне сразу сказал — три дня я ничего не буду делать, хочу отдохнуть. Он этих каникул долго ждал!» — сетует Надежда.

Около 851,5 тысячи человек составило количество учеников в школах Подмосковья в нынешнем учебном году, по словам министра образования Московской области Марины Захаровой.

Из-за чрезмерной нагрузки дети отворачиваются от школы, у некоторых даже вырабатывается неприязненное отношение к обучению.

«Мало того что к урокам прибавилась внеурочная деятельность, из-за чего разительно удлинились будни школьников, так еще и появились учебники по тем дисциплинам, которые раньше отлично изучали без них», — говорит Елена, ее внук в этом году пошел в первый класс. Родители помогают мальчику донести тяжелый ранец до школы, а в образовательном учреждении ребенку приходится самому таскать на себе весь груз знаний. Елену очень удивили эти новшества, ведь учебники появились не по новым предметам, а по давно всем известным — по физкультуре и технологии (бывшему труду). Раньше эти дисциплины прекрасно изучали без литературы, вполне хватало рассказов учителей. Теперь же и тут приходится «зубрить» теорию.

 

Теория плюс практика

Учитель начальных классов Орехово-Зуевской гимназии № 14, почетный работник общего образования РФ Людмила Максимова уверена, сегодняшняя начальная школа заметно отличается от той, в которой учились родители нынешних первоклассников.

«У некоторых предметов поменялись названия. Например, вместо «Чтения» теперь «Литературное чтение», вместо «Труда» — «Технология». Изменились и учебники, у некоторых дисциплин их раньше вовсе не было», — говорит Людмила Владимировна.

Людмила Максимова.JPG

Новые издания стали ярче, иллюстрированнее, но больше по размеру, что, конечно, отражается на весе ранцев. Появились новые учебники — по труду, физкультуре, музыке и изобразительному искусству. Но они не заменяют практических занятий: на уроках дети все так же мастерят поделки, выполняют физические упражнения, поют и рисуют. Просто теперь практику дополняют теорией.

«Например, на музыке мы изучаем историю инструментов, на рисовании — знакомимся с изобразительными жанрами, на технологии — как мастерить поделки, узнаем правила работы. От этих дополнительных знаний хуже не стало. Наоборот, у детей расширился кругозор», — считает Людмила Максимова.

По мнению педагога, особенно полезен учебник по физкультуре, ведь сейчас многие дети освобождены от таких занятий. Получать знания о физической культуре они могут по учебнику, выполняя различные теоретические задания.

 

Семейное творчество

Еще одно новшество — теперь ученики готовят авторские проекты, даже первоклассники. В основном малыши делают доклады о животных и растениях, о пользе воды и свежего воздуха — выручает предмет «Окружающий мир». Уже во втором классе дети выступают на городских Днях науки и публично защищают свои проекты. Людмила Владимировна призналась, что главный камень преткновения для такой работы — родители. Конечно, малыши не могут сами полностью подготовить качественные проекты, им нужна помощь мам и пап. Ведь проект — это, по сути, результат семейного творчества. А у родителей не всегда есть время на своих детей.

«Рабочий» день учеников начальной школы длится 6-7 часов, то есть до 12 или до 14 часов, в том числе и благодаря внеурочной деятельности. Раньше у малышей было 4-5 уроков, но многие сегодняшние ребята уже привыкли к такой нагрузке.

Ксения Мишонова.jpg

"Школа — это болевая точка. И основная проблема, которую нам приходится решать — отсутствие контакта на всех уровнях: между родителями и учителями, учителями и учениками. У меня к школе много вопросов и как у уполномоченного по правам ребенка, и как у мамы двоих детей. Моя дочь в этом году окончила школу, а сын скоро идет в первый класс. Считаю, что дети в школе перегружены. Учителя не всегда ведут себя корректно, не умеют разговаривать с современными детьми, не всегда работают по призванию. Мы должны перестать считать основным критерием успешности обучения оценки за ЕГЭ. Эмоциональная атмосфера в школе, где ребенок проводит около восьми  часов, гораздо важнее", - говорит уполномоченный по правам ребенка в Московской области Ксения Мишонова.

Людмила Максимова отмечает, что изменилось и количество часов по разным предметам. Например, теперь в начальной школе три урока физкультуры в неделю. Русского языка осталось столько же часов, а вот три часа чтения в неделю — это, по мнению педагога, мало. Дети стали заметно меньше читать, что, конечно, связано с компьютерами и гаджетами. Если раньше школьники находили информацию в энциклопедиях, то сейчас для этого есть интернет.

«Если в начальной школе мы еще как-то заставляем детей читать, то в среднем звене ребята практически не читают. Чтение постепенно уходит «благодаря» современным технологиям, из-за чего страдает и грамотность», — добавляет Людмила Владимировна.

 

Все это — лишь малая часть изменений, которые случились с современной начальной школой. И, скорее всего, они продолжатся.  Так что Алла Пугачева была права: «То ли еще будет, то ли еще будет, ой-ой-ой!».

 

Фото: из архива портала уполномоченного по правам ребенка в Московской области и гимназии № 14 города Орехово-Зуево.