ГАУ МО "Орехово-Зуевское информагентство МО"

Яндекс.Погода

вторник, 26 марта

пасмурно+1 °C

Онлайн трансляция

Телефонно-диктофонный конфликт в школах и как его решить

14 марта 2019 г., 13:02

Просмотры: 2630


Помощник Орехово-Зуевского городского прокурора Лидия Бреднева ответила на вопросы читателей газеты «Орехово-Зуевская правда», касающиеся видеосъемки и аудиозаписи в образовательных учреждениях

— Лидия Николаевна, какими законами регламентируются действия в отношении фото- и видеосъемки, а также аудиозаписи в образовательных учреждениях?

— Согласно статье 29.4 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Федеральный закон «Об образовании» № 243 устанавливает, что образовательные организации обеспечивают открытость и доступность информации, которая является обязательной в соответствии с законодательством Российской Федерации. Об этом говорится в статье № 29. Перечень требований может быть расширен по желанию руководства учреждения.

 

— Имеет ли ребенок право записывать на телефон учителя во время урока?

— Здесь важно, с какой целью в классе производятся аудио- и видеозаписи. Если, к примеру, учащиеся хотят получать дополнительные знания, боятся не успеть законспектировать все, о чем говорит педагог, поэтому записывают урок на диктофон, — это не является нарушением. Но стоит учесть, что в образовательном процессе участвует весь класс, возможно, кто-то из ребят категорически против того, чтобы его речь звучала на записи. В этом случае возникает спорная ситуация.

e15bcff297d36c8cb4a877893ffb17bf.jpg

— А если педагог ведет запись?

— Если учитель ведет запись на уроках, то он обязан заранее уведомить об этом администрацию образовательного учреждения и родителей учеников, так как речь идет о соблюдении Федерального закона о персональных данных.

 

— В каких случаях речь идет о нарушении закона?

— Если ученик ведет видеосъемку на телефон, мешая вести урок, он нарушает обязанности, предусмотренные статьей № 243 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В случае наличия факта нарушения дисциплины педагог имеет право сделать замечание, провести беседу, вызвать родителей в школу. На мой взгляд, учителям не стоит беспокоиться о производимой аудиозаписи, если они проводят урок так, как следует, не выходя за рамки полномочий. Могу привести пример из личного опыта. Я сама преподавала юридические дисциплины в университете и знала, что студенты записывают мои лекции на диктофон. Они не нарушали дисциплину, не мешали, поэтому я не была против.

dalanews-mobila_kaz-800x420-900x_.jpg

— Если ученик фотографирует педагога на уроке без его согласия и размещает фото, к примеру, в соцсетях, как быть учителю?

— Часть 1 статьи 185 Гражданско-процессуального кодекса устанавливает особые правила исследования аудио- и видеозаписей, содержащих сведения личного характера. Согласно статье 152.1 Гражданского кодекса фотографировать и записывать на видео гражданина можно только с его согласия. Но, как известно, оно не требуется, если изображение сделано в общественном месте и человек не является основным объектом съемки. Если ребенок фотографирует именно педагога на уроке без его согласия и размешает фото в соцсетях, учитель смело может обращаться в суд.

 

— Поступают ли обращения по данной теме в Орехово-Зуевскую городскую прокуратуру?

Пока в городской прокуратуре нет ни одного заявления, связанного с проблемой незаконных аудио- и видеозаписей в образовательных учреждениях. Как со стороны педагогов, так и со стороны родителей, чьи дети учатся в школах. Учителя обращались к нам за консультационной помощью, разъяснениями законодательства по данному вопросу. Все то, о чем я сейчас рассказала, было озвучено и им. Пожалуй, единичным случаем было обращение родителей, которые обвинили педагога в превышении полномочий. Администрация учебного заведения приняла меры, ребенка перевели в другой класс. Служебная проверка все еще ведется. Результаты будут нам сообщены.

ukrashenie_okon_003.jpg

— Лидия Николаевна, как вы думаете, можно предотвратить «телефонно-диктофонный» конфликт на начальной стадии, без привлечения правоохранительных органов? Если да, то как?

— В некоторых столичных школах, к примеру, на уроках запрещено пользоваться телефонами. Что мешает другим образовательным учреждениям воспользоваться идеей? Для этого администрации учебного заведения нужно лишь включить этот пункт в Устав. Тогда, возможно, проблема будет решена.

 

Беседовала Марина Отрадная