Возьми газету бесплатно

ГАУ МО "Орехово-Зуевское информагентство МО"

Яндекс.Погода

вторник, 19 ноября

пасмурно+3 °C

Онлайн трансляция

Морозовский клуб: Сто лет со дня открытия Рабочего Театра-Студии

11 июня 2019 г., 8:27

Просмотры: 5634


Об истории театрального движения в вотчине Морозовых рассказывает в прошлом директор Зимнего театра, участник Морозовского клуба Александра Бирюкова

Морозовский клуб

Актеры и педагоги Театра-Студии. Слева лежит Б.Е. Захава. 1920 год

В 1912 году начала свою творческую жизнь Труппа рабочих фабрик Саввы Морозова под руководством режиссера-любителя В.В. Трубникова, которого в 1914 году сменил режиссер (в будущем с мировым именем) П.Ф. Шаров, а еще раньше, в конце 1900-х годов XIX века, в Никольском давал представления Кружок любителей пения и драматического искусства Н.А. Корсакова. Стоит упомянуть и любительский театральный коллектив под руководством учительницы Н.П. Вениаминовой, выступавший в летнее время в парке Народного гулянья господ Морозовых, а также и коллектив любителей музыки и пения А.Н. Гайгерова, да, очевидно, и много других, о которых мы еще не знаем или знаем мало.

Несмотря на тяжелейшие условия жизни в 1918-1919 годах, когда не работали фабрики, не хватало топлива, в городе был голод, театральные и музыкальные кружки продолжали свою деятельность. Из Зимнего театра они перебрались в молодежный Дом искусств.

Театральной любительской труппе не повезло: в июне 1919 года П.Ф. Шаров выехал с актерами МХТ на гастроли за границу, откуда не вернулся. Но желающих заниматься театральным искусством было так много, что горсовет направил обращение в театральную секцию Народного комиссариата просвещения с просьбой «… оказать содействие по обеспечению нашей драматической секции постоянным руководителем, который бы вел в ней студийную и режиссерскую работу. Необходимо, чтобы он поселился в Орехово-Зуеве, … так как транспорт приходит в Орехово-Зуево только вечером, в 10-12 часов, а занимающиеся в студии, в основном рабочие, которым в 5-6 утра … нужно на службу в фабрику. Желательно также, чтобы он не показался секции некомпетентным, принимая во внимание, что до него занимался П.Ф. Шаров».

И вскоре такой человек нашелся: уже летом 1919 года сюда был переведен в исполком городского совета Лев Николаевич Королев. Пока не известно, было ли у него театральное образование, но его организаторский талант и режиссерские способности привели к созданию в Зимнем театре Рабочего Театра-Студии.

c7yjmZNWj0o.jpg

Морозовский клуб

Л.Н. Королев в роли Тарквиния

Л.Н. Королев собрал в Зимнем театре актеров-любителей труппы Шарова, рабочую молодежь, стремившуюся приобщиться к театральному действу, музыкантов и художников, группу молодежи в хореографическую студию. Позже к ним присоединился и кружок музыкально-вокального искусства А.Н. Гайгерова, а также хор А.Д. Козлова из Дома искусств. В организации Театра-Студии очень серьезную помощь Л.Н. Королеву, назначенному главным режиссером Зимнего театра, оказал приехавший вместе с ним из Старо-Горкино Бронницкого уезда В.Н. Соколов — режиссер, актер, художник, танцор, замечательный организатор.

Л.Н. Королев сумел хорошо поставить дело обучения актеров, танцоров, художников, даже работников постановочной части. Первые два года, кроме постановок, спектаклей, круглый год велись усиленные студийные занятия под руководством московских преподавателей.

B9NACBktUTg.jpg

Морозовский клуб

Хореографическая группа, в верхнем ряду Т.В. Шаврова

Из воспоминаний Н.С. Прохорова, известного в советское время в городе театрального режиссера, мы знаем, что технику речи преподавала профессор Е.Ф. Саричева, выпустившая учебник по сценической речи, Т.В. Шаврова из Московского института занималась с актерами и хореографической группой ритмикой, пластику вела О. Ключарева, тоже из Москвы. Кстати, одним из педагогов был Б.Е. Захава —народный артист СССР, профессор Щукинского училища, режиссер театра имени Е. Вахтангова, летом 1920 года он преподавал мастерство актера в Рабочем Театре-Студии. Студийцы изучали историю театра, с ними проводили занятия по фехтованию, гимнастике, биомеханике. С музыкантами занимался С.Н. Корсаков. Созданный им симфонический оркестр давал как отдельные концерты, так и аккомпанировал солистам хора А. Гайгерова и А. Козлова.

В послереволюционные годы многие театральные деятели считали, что классический театр должен умереть, а на смену придет новый театр с новыми формами и настроениями. Концепцию этого театра и искал в Орехово-Зуеве одновременно с профессиональными режиссерами страны Л.Н. Королев с соратником В.Н. Соколовым и актерами Рабочего Театра-Студии.

hZ2ic_WB0lA.jpg

Морозовский клуб

Художники-декораторы Театра-Студии (в верхнем ряду третий справа Взоров, четвертый — Шапошников)

В постановках театра много сценической условности, гротеска, эксцентрики, биомеханики, и одновременно есть место классическим театральным приемам. В спектакль вводилась музыка и танцы, декорации были условно-обобщенные, дополняли зрелище световые эффекты. Зачастую действие переносилось в зрительный зал, разрушая границы между зрителем и сценой, публикой и актерами. Например, в классической пьесе Мольера «Лекарь поневоле» персонажи были одеты в костюмы паяцев, а когда действие переносилось в зрительный зал, там под звуки оркестра появлялась танцующая толпа Арлекинов.

Зрители, привыкшие к классическим постановкам, не понимали задумок режиссера, сопротивлялись, но постепенно Королев привлек их на свою сторону, и зал на спектаклях был полон.

Одной из первых поставленных Королевым пьес была поэма В. Каменского «Степан Разин». С этим спектаклем связана одна из интереснейших страниц в театральной истории города. В 20-е годы прошлого века стали модными массовые инсценировки под открытым небом. Особенно много их проводилось в Москве и Ленинграде. Л. Королев решил и в Орехово-Зуеве поставить такую инсценировку, выбрав для нее этот спектакль.

Он перенес действие со сцены на берега реки Клязьмы. Зрителям отвели место на обоих берегах. Несмотря на то, что в постановке уже было задействовано огромное количество участников, для инсценировки набрали еще молодежь из драмкружков города, учеников ФЗУ, рабочих, школьников, участников физкультурных организаций. Таким образом, в массовом действии участвовали до 700 человек. По реке со стороны Поповой заводи выплывали челны Стеньки Разина, в исполнении сводных хоров звучали песни вольницы, музыка оркестра, хореографическая группа вместе с добровольцами исполняли пляски. Перед зрителями одно зрелище сменялось другим. Это массовое представление еще долго помнили в городе.

В репертуаре Рабочего Театра-Студии были спектакли: «На дне», «Гроза», «Вильгельм Телль», «Гибель Надежды», «Жрец Тарквиний», «Лена», «Бабы», «Красный петух», «Революционная свадьба», «Двенадцать», «Изгнанники», «Всех скорбящих», «Прообраз», «Савва», «Ревизор», «Бедность не порок», «Таланты и поклонники», «Псиша», «Трактирщица», «Тартюф», «Лекарь поневоле», «Игра интересов», «У моря», «Романтики» и др. Спектакли ставил как режиссер, позже директор Театра-Студии Л. Королев под псевдонимом «Лев Львов», так и наиболее талантливые актеры: Н. Прохоров и А. Степанов.

Ny4l0ZejfVo.jpg

Морозовский клуб

Сцена из спектакля «Бум и Юла»

Хор А. Гайгерова с солистами в составе Театра-Студии поставил оперу «Демон», режиссером которой был В.Н. Соколов. Опера шла в сопровождении симфонического оркестра, в ней была занята и хореографическая группа.

В Рабочем Театре-Студии активное участие принимала и молодая Варвара Гайгерова, учившаяся в то время в Московской консерватории. Она не только аккомпанировала солистам на концертах, помогала разучивать арии, но и сочиняла музыку к спектаклям.

Не один раз на спектаклях Театра-Студии побывал нарком просвещения А.В. Луначарский. В 1922 году он направил Орехово-Зуевский Театр-Студию на гастроли по Сибири. В семи железнодорожных вагонах выехали актеры, постановщики, хор, танцевальная группа, оркестр, везли и декорации спектаклей. Они останавливались на многочисленных полустанках и в больших городах, везде, где жили люди, и показывали спектакли, давали концерты. Эти гастроли длились три с половиной месяца.

ePHlomqARGE.jpg

Морозовский клуб

Осветители Рабочего Театра-Студии

Осенью 1922 года произошла смена режиссера, им стал Николай Федорович Аксагарский, литератор и видный театральный деятель, а Л.Н. Королев, оставивший должность директора театра и вернувшийся на работу в Отдел народного образования, остался в театре актером. Репертуарная политика театра изменилась от революционности к классике театра. На должность директора Театра-Студии был назначен вернувшийся в город С.А. Терентьев, в прошлом революционер.

В стране была провозглашена Новая экономическая политика, и директор решил в духе времени перевести Театр-Студию на самоокупаемость, сделать хозрасчетным предприятием. Он вместе с Аксагарским предложил проект этого перехода, который в 1924 году привел к краху всего детища Л. Королева — Рабочего Театра-Студии, но до этого в 1923 году вновь сменился режиссер театра: им стал Николай Васильевич Краснов. О его режиссерской деятельности нет сведений, но в это время Рабочий Театр-Студия все более приходит в упадок.

Чтобы исправить положение, Отдел народного образования совместно с профкомом РАБИС устроили экзамен действующим актерам с целью отбора наиболее талантливых, потом решили в каждый спектакль приглашать профессиональных актеров, чтобы привлечь зрителя. Но и это не помогло, и в 1924 году Рабочий Театр-Студия приказал долго жить. От него осталось только новое название Зимнего театра — Рабочий театр.