Возьми газету бесплатно

ГАУ МО "Орехово-Зуевское информагентство МО"

Яндекс.Погода

воскресенье, 17 ноября

пасмурно+3 °C

Онлайн трансляция

К 90-летию со дня создания Орехово-Зуевского ТРАМа

16 марта 2019 г., 12:07

Просмотры: 4080


Об истории возникновения и развитии театра рабочей молодежи в Орехово-Зуеве рассказывает краевед, участник Морозовского клуба Александра Бирюкова

ТРАМ — это самодеятельный театр рабочей молодежи, отражающий желание в зрелищной форме откликаться на актуальные вопросы жизни. Основоположником такого театрального направления был открывшийся в 1925 году Ленинградский ТРАМ. Именно его гастроли в наш город в 1929-м способствовали открытию Орехово-Зуевского ТРАМа.

По всей стране в конце 20-х годов прошлого века создавалисья такие театры, в Москве был создан Центральный Совет ТРАМов, который руководил их работой, проводил учебные семинары и конференции.

В Орехово-Зуеве ТРАМ возник по инициативе уездного комитета комсомола и профсоюза текстильщиков, организовавших приемные испытания для ребят с производства. Для руководства пригласили из Москвы известных театральных деятелей – Самуила Акимовича Марголина и Павла Владимировича Урбановича. Они возглавили так называемую ТРАМ-мастерскую. Это название принадлежит С.А. Марголину, ибо он считал, что сначала нужно развить физический материал трамовца, организовать его мышление, сценическое развитие, преподать сценические дисциплины и только потом ставить спектакль.

cC-gAehZkLw.jpg

С.А. Марголин

Марголин преподавал театроведение и технику актерской игры, Урбанович занимался сценодвижением, биомеханикой.В ТРАМ-мастерской работали и другие известные педагоги из Москвы: А.В. Круминг вела технику речи, Я.З. Черняк занимался с молодежью литературоведением, Е.А. Соболева — физкультурные игры, ритмика, Н.Н. Попов — вокал, Марк Михайловский — диалектический материализм. Очень часто лекции по актерскому мастерству читал Алексей Дмитриевич Попов, который считался художественным руководителем ТРАМа.

В некоторых источниках ранее указывалось, что первые занятия ТРАМа проходили в здании школы № 4, которая располагалась в современном ГГТУ. Но фотографии из хранящегося в городском музее альбома по истории ТРАМа позволяют уточнить, что это было в Доме искусств, в существующем на улице Волкова в доме номер 23.

image.jpg

image (1).jpg

oe9WQ4bJeDo.jpg

Занятия

Чтобы сплотить коллектив, летом во время отпуска молодежь отправили в лагерь, расположенный в школе деревни Липна (ныне Владимирская область, Петушинский район).

hHdLutiu0FI.jpg

В лагере. Липна

В 1929 года трамовцы были переведены в Рабочий театр (так теперь называли Зимний театр), в подвальное помещение. В память о недолгой деятельности ТРАМа в Рабочем театре сохранилась до наших дней монументальная надпись на железном противопожарном занавесе «ТРАМ – ПАРК» (первое фото).

UiR3XMmK12s.jpg

Именно осенью 1929 года и начались непосредственные работы по постановке агитпрограмм и спектакля. С агитпрограммами трамовцы выступали на комсомольских и партийных конференциях, в цехах. К первой постановке взяли пьесу А. Глебова «Галстук» — о культуре и мещанстве в молодежной среде. Режиссером был С.А. Марголин, в подготовке спектакля участие принимали наши талантливые земляки-музыканты В.А. Гайгерова и С.Н. Корсаков. В афише спектакля указаны фамилии всех трамовцев. Премьера состоялась на собрании комсомольского актива 30 апреля 1930 года, а для широкой публики спектакль показали в Рабочем театре 1 мая 1930 года. В этот день трамовцы также отметили годовщину своего коллектива.

Летом 1930 года ТРАМ едет в культпоход на пароходе по Волге, где во множестве деревень показывает спектакль «Галстук».

SDTpBXmuqPk.jpg

Сцена из спектакля «Галстук»

Последующий репертуар ТРАМа уже должен был опираться на самодеятельную драматургическую продукцию, весь коллектив был разделен на три драматические бригады. Одна работала с драматургом Игорем Чекиным над обозрением на материале фактов орехово-зуевской молодежной жизни, другая – с известным поэтом Михаилом Светловым над сатирическим памфлетом, в котором должны были отразиться разные точки зрения иностранцев на колхозное строительство в нашей стране и т.п., а третья бригада  — с драматургом Борисом Горбатовым над комедией «Жажда», в которой отображались противоречия потребительских и производственных интересов комсомольской коммуны. Работой над обозрением занимался режиссер П.В. Урбанович, а «Жажду» ставил С.А. Марголин. Премьера спектакля «Жажда» состоялась в декабре 1930 года. Музыку к нему написал З.Л. Компанеец (брат известного композитора Д.Л. Львова-Компанейца).

К сожалению, не сложились деловые отношения между дирекцией Рабочего театра и коллективом ТРАМа, и в 1931 году ТРАМ работает уже на сцене Центрального Клуба текстильщиков (ДК хлопчатобумажного комбината на Крутом).

дк текстильщиков.jpg

Первый год С.А. Марголин и П.В. Урбанович работают над программами и спектаклями ТРАМа. Вместе с ними в ТРАМе работает и Александр Филиппович Степанов, бывший актер любительской труппы П.Ф. Шарова, а потом режиссер Рабочего Театра-Студии (а еще раньше — хавбек футбольной команды КСО («морозовцы»). В последующем и Марголин, и Урбанович покидают ТРАМ, а Александр Филиппович становится единственным руководителем. Под его руководством будет поставлен спектакль «Цеха бурлят», на основе местного материала, собранного трамовцами, и ими же написанного сценария.

pJwsFcftryE.jpg

Сцена из спектакля «Цеха бурлят»

В 1932 году по заданию Московского областного комитета профсоюзов ТРАМ участвует в поездке с агитфлотилией по Оке: «… обслужено 27 684 человека, военных и пионерских лагерей 8, заводов и фабрик 62, колхозов и совхозов 74», — запишет А.Ф. Степанов.

Три года подряд в летнее время ТРАМ работает на торфоразработках. В репертуаре театра спектакли: «Чудесный сплав» В. Киршона, «Чужой ребенок» В. Шкваркина, «Дружба» С. Калкова, «Платон Кречет» А. Корнейчука, «Очная ставка» братьев Тур и Льва Шейнина, «Девушки нашей страны» И. Микитенко. ТРАМ широко использовал местный материал, в котором бичевал разгильдяев и лодырей, а также показывал опыт лучших работников.

90fjY3ZE0k0.jpg

Сцена из спектакля «Чужой ребенок»

Трамовцы, которые получили разностороннее развитие в ТРАМ-мастерской, оказывали помощь на торфоразработках и в колхозах, проводя занятия с участниками самодеятельности, готовя их к участию в художественных олимпиадах.

В 1935 году в ДК текстильщиков отмечалась шестая годовщина Орехово-Зуевского ТРАМа. На юбилейном вечере зал был полон. Под звуки марша из кинофильма «Веселые ребята» трамовцы вошли в зал. Их организатор С. Юдичев рассказал о шестилетнем пути театра, с приветственными словами выступали представители ГК ВЛКСМ, Горсовета, Правления ДК. От ТРАМа выступил А.Ф. Степанов.

Фамилии актеров ТРАМа на то время: Тихонов, С. Куренков, Михайлова, Коллегина, Н. Филиппов, Н. Удалов, Шустров, Романюк, Сморчков, Кирюхина, Зимарева, Мокеева, А. Хваруздина, П. Хваруздин, Лунин, Дружиловский, Короткова, Пыльцов, Е.Столетова.

6ASWD3M9lOA.jpg

«Дорога цветов» В. Катаева, «Свои люди – сочтемся» А. Островского – это последние известные спектакли ТРАМа, которые были поставлены А.Ф. Степановым. Актеры очень любили своего режиссера и называли его не иначе, как «наш Филиппыч».

ТРАМ был самодеятельным театром, и никогда перед его актерами не ставилась задача стать профессионалами. Из них делали комсомольских вожаков, общественников, организаторов самодеятельности. Однако некоторые из них продолжили образование и стали профессиональными артистами. Так, в 1940 году газета «Большевик» поместила фотографии двух бывших трамовцев – Юлии Вельтищевой, ставшей профессиональной певицей и служившей в музыкальном театре имени К.С. Станиславского, и Ивана Иванова – актера киностудии «Мосфильм».

К сожалению, история ТРАМа прослеживается только до начала Великой Отечественной войны, но можно с уверенностью заявить, что Театр Рабочей Молодежи — это одна из лучших страниц театральной истории Орехово-Зуева.

Использованы материалы Орехово-Зуевского городского историко-краеведческого музея и местных газет «Колотушка», «Большевик» 1929-1940 годов.