Вопрос главе

Сетевое издание «Орехово-Зуевская правда»

Возьми газету бесплатно
Онлайн
трансляция

Яндекс.Погода

воскресенье, 7 марта

ясно-12 °C

Сейчас в эфире

Радио «Артель»

Онлайн трансляция

Краеведение: В 2019 году исполняется 680 лет Гуслице, 435 лет — Ильинскому Погосту

13 дек. 2019 г., 16:11

Просмотры: 5709


Датой рождения населенного пункта или территории считается самое раннее найденное упоминание в письменных источниках. Древняя волость Гуслица впервые упоминается в Духовной грамоте великого князя Московского Ивана Даниловича Калиты (текстов Духовных грамот в Российском Государственном архиве древних актов сохранилось два, оба они без даты). Большинство ученых историков склоняются к 1328 и 1339 годам. Мы склоняемся ко второй дате, так как там есть упоминание второй жены Ивана Калиты Ульяны («княгини с меньшими детьми»), что указывает на время значительно позднее 1332 года — второго брака Калиты, рассказывает Юрий Карякин — директор Ильинской средней школы, главный редактор альманаха «Гуслицы»

О дате рождения

В Духовной грамоте значится «…Вохну, Дейково Раменье, Данилищеву слободку, Машев, Сельну, Гуслицу, Раменье, что было за княгиней…». Фраза «что было за княгиней» позволяет предположить, что территория пришла в Московское княжество как приданное с Дмитровского удела. Есть предположение, что раннее название деревни Степановки — Ульянино — было связано с владелицей, женой Ивана Калиты. Подтверждение этому мы находим в одном из Актов социально-экономической истории Северо-Восточной Руси XIV-XVI вв. Написано там следующее «… А Дмитровских волостей тянет Вохна, Селна, Гуслица, Загарье, Рогож».

В грамоте упоминаются Машев и Раменье, позже они вошли тоже в состав Гуслицы. На период 14 века это отдельные административные территории. Спас на Машеве — это местность вокруг сегодняшнего Спасо-Гуслицкого монастыря (Куровское). Раменье — это современные деревни Рудня, Равенская, Мальково, Богородское, Титово, Селиваниха, Степановка, Понарино, Заполицы, Мисцево, Авсюнино, Абрамовка. Критиков, желающих сказать, что Раменье — это сегодняшний Раменский район, успокою: в Духовной грамоте упоминалось два Раменья. Да и долгое время эту местность называли Раменской частью Гуслицы.

В Духовной грамоте Вохна — это территория вокруг сегодняшнего Павлово-Посада, Селна — это Давыдово и близлежащие территории.

Дмитрий Донской, Иван III, Иван Грозный, Петр I, Петр II, Царица Елизавета Петровна, Екатерина II решали судьбу, знали, произносили, подписывались под словом Гуслица.

На территории Гуслицкой волости в 1728 году было 47 деревень, три погоста и четыре церкви. Крестьянских дворов 854, а в них мужского пола 3025 душ, женского пола 3038 душ. Деревни, а в них дворов: Алексеевская — 7, Печюрина —15, Сенькино — 14, Старая — 6, Барышево — 14, Внуково — 9, Беззубово — 23, Игнатово — 15, Зевнево — 20, Слободищи — 27, Юрятино — 8, Гридино — 16, Устьянова — 20, Иванищево — 11, Чичово — 10, Нореево — 14, Шувоя — 24, Костенево — 7, Мосягино — 15, Понкратовская — 8, Давыдово — 7, Столбуново — 10, Круглая — 10, Батагова — 11, Челохова — 11, Горшкова — 12, Чанникова — 12, Андреевская — 7, Погост Рудня с церковью Рождества Пресвятой Богородицы на пруде — 4 двора, Незденова — 10, Ульянинова — 14, Игнатово — 9, село Богородское — 11, Селиванова — 7, Дорохова — 13, Авсюнина — 19, Титова — 16, Понарина — 16, Мисцова — 21, Петрушина — 11, Заполицы — 9, Погост на реке Мерской, на нем церковь Преображенская — 3, Куровская — 10 , Старая — 13 , Заволинье — 7, Беливо — 10, Погост Гуслицы на речке Поповке с двумя церквами св. Пророка Ильи и церковь во имя Чудотворца Николая — 10.

 

После революции

В 2019 году исполняется 680 лет Гуслице, 435 лет Ильинскому Погосту — это страницы нашей истории, истории Малой Родины — части большой России. Скорее всего, Ильинский Погост (ранее погост Гуслицы) значительно старше, так как посады и погосты — одни из самых древних населенных пунктов нашей местности. Пожалуй, старше только селища и городища. Исследователям и краеведам предстоит еще сделать открытия по более раннему упоминанию села, но пока найдено только это.

Являясь центром I стана Богородского уезда, село Гуслицы долгое время было административным, торговым, религиозным центром, местом набора в рекруты, здесь жили жандармский и полицейский чины, становой, через центр стана шла почта.

Значение Ильинского Погоста как волостного центра сохранялось на протяжении многих веков и было утрачено только в 1922 году. Почему так? Такие перспективы, такой мощный центр в прошлом не стал районным центром или хотя-бы городом? Ответ прост: село было привилегированным торгово-купеческим, религиозным, где не жили крестьяне и ремесленники, а значит и не открывались, и не развивались мануфактуры и промышленные предприятия. Село, хотя очень способствовало развитию производств в соседних населенных пунктах, само не дало себе дальше развиваться. Сюда лучше всего подходит выражение по Далю: «Звона много, а хлеба нет». Теперь мы можем только утверждать: Ильинский Погост — исторический центр Гуслицы. А сегодняшним неофициальным центром Гуслицы, несомненно, является город Куровское.

В мае 1922 года Егорьевск и его уезд были переведены из состава Рязанской губернии в Московскую. За этим последовали и некоторые перекройки административных границ, в результате которых Ильинская волость, в составе которой оказались прежние Ильинская и Беззубовская волости, включавшие немалое число гуслицких селений, вошли в состав Егорьевского уезда. В 1922-1929 годах Гуслица находилась в составе Егорьевского уезда. Впоследствии территория была переведена в новообразованный Куровской район, вошедший, в свою очередь, в 1959 году в состав Орехово-Зуевского. В Егорьевском районе осталось шесть населенных пунктов: Челохово, Горшково, Панкратовская, Гридино, Шувое и Нареево. Так волость, существовавшую не одно столетие, упразднили, но ее имя сохранилось благодаря населявшим край старообрядцам и их самобытной культуре.

 

Гуслицкие певческие книги

Гуслица поставляла по всей стране изумительные рукописные книги, главным образом певческие, украшенные красочным, с золотом, неповторимым орнаментом. Много таких книг собрано и сохранено археографами МГУ во время экспедиции в Гуслицу. Участник большинства экспедиций, член редакционной коллегии Православной энциклопедии Е.А. Агеева приводит свидетельства ХIХ века, что старожилы окрестностей рассказывали: «Гусляки — они все как священники были», «... в Гуслицах писанина была» (то есть переписывались книги).

Оказывается, у нас был распространен свой стиль, своя манера письма, которая в настоящее время незаслуженно забыта. Речь идет о гуслицком стиле книжного орнамента. Для местных нужд книги писали еще в XVII веке, а вот в начале XVIII они стали появляться и в продаже. Тексты рукописных книг писались полууставом, который отличается некоторой вытянутостью, наклоном букв и большей их толщиной. Музыкальная строка состояла из крюковых нот.

Гуслицкие певческие книги расходились по всей стране моментально, хотя стоили недешево. Их популярности способствовали не только высокая грамотность гуслицких писцов и сохранение пения по крюкам, но и, как оказалось, нарядное оформление и богатый орнамент.

Гуслицкий стиль книжного орнамента прошел долгий путь, прежде чем стал узнаваемым и самобытным. В основе его лежат мотивы старорусского стиля. По утверждению ученых Гуслица являлась вторым по значимости книгописным центром. В конце XVIII–XIX веков по всей России и во многих местах за границей использовались гуслицкие певческие рукописные книги. Известными центрами переписки были Беливо, Понарино, Мисцево, Петрушино, Заполицы, Устьяново и Заволенье. Рукописи редко подписывались авторами.

Гуслицкая роспись в музее Гуслицы.JPG

Перепиской книг в Гуслице занимались братья Г. и В. Прокофьевы из Мисцева, династии писцов Шитиковых из Понарино, Добриньковы (Добренькие) в Мисцеве, С.Г. Алексеев, Ф.Г. и М.Г. Батулины в Беливе и М.А. Кашкин в Устьянове. Некоторые из них продолжали свою деятельность в 20-х годах XX века.

Гуслицкие книги находятся практически во всех крупных рукописных собраниях лучших музеев и библиотек мира, во многих частных коллекциях. Ими до сих пор пользуются во многих храмах и церквях. Рукописи, написанные в Гуслице и там бытовавшие, составляют Гуслицкую коллекцию Пушкинского Дома (ИРЛИ) — 44 книги, Гуслицкое собрание Российской государственной библиотеки (бывшая библиотека имени Ленина) — Фонд 734 — 119 книг, 62 рукописи гуслицкого происхождения хранятся в коллекции музея МГУ. Центральный исторический музей имеет довольно приличное собрание таких книг.

 

Иконописный стиль

В Анциферове, Яковлевской, Елизарове, Костине, Давыдове, Ляхове и Горе был развит иконописный промысел, возникший в конце XVIII века. Основоположниками промысла были анциферовские крестьяне, обучавшиеся иконописи в Новгороде и Москве. В Анциферове работали 25 иконописцев, в Яковлевской — 28, в других деревнях по несколько человек. В Ильинском Погосте была целая иконописная мастерская.

5874897.png

По мнению ученых, Гуслицкое иконописание формировалось под влиянием владимирских иконописных сел (Палех, Мстера). Стиль гуслицких икон воспроизводит стилистику московской иконописи первой половины XVII века. Иконописцы пользовались готовыми рисунками — прорисями.

Вместе с тем гуслицкие иконы имеют своеобразные черты, отличающие их от произведений других художественных центров. Характерной особенностью является цветовое решение образа: преобладание охристо-коричневых красок фона и более темных полей, создающих впечатление старины. Дополняющие образ фигуры избранных святых на полях икон, как правило, помещены в клеймах на ярком киноварном фоне. Одежды выполнены твореным золотом или разбеленным основным тоном.

На знаменитой Нижегородской ярмарке бал торговый ряд с Гуслицкой иконой.

 

Медное литье

Прославилась местность не только иконами местного письма, но и другим народным промыслом — медным литьем. Литые иконки, складни, кресты и нательные крестики со священными изображениями изготавливались во многих гуслицких деревнях.

В одном из документов 1840-х годов значится: «…отливные медные кресты и иконы… Употребление сих икон и крестов, как известно, есть повсеместное по всей России, оно укоренилось с давнего времени между простым народом, не исключая и лиц православного исповедания, так что иконы сии имеются почти во всех избах и других жилищах и вывешиваются в селениях над воротами домов, на судах и проч. Сверх того, сими иконами крестьяне благословляют детей своих, отлучающихся в дальние дороги или поступающих в рекруты, и образа сии остаются потом у них на целую жизнь…».

Литье в музее Гуслицы.JPG

Старший научный сотрудник центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, хранитель фонда медного литья Е.Я. Зотова дает классификацию гуслицкой меднолитой пластики. Гуслицкие мастера отливали нательные мужские и женские кресты, напрестольные восьмиконечные кресты с рельефным изображением Распятия Христова и титлой «IНЦИ» и разного размера киотные кресты, дополненные пластинами с группами предстоящих, а также иконами-клеймами с двунадесятыми праздниками и увенчанные изображениями херувимов. Такие гуслицкие «створцы», украшенные не только растительным вьющимся побегом и рамкой с геометрическим орнаментом, но и декорированные эмалью белого и синего цвета, — самый распространенный вид меднолитой продукции. Легкие, сравнительно недорогие гуслицкие иконы и складни пользовались особым почитанием на протяжении XVIII – XX веков.

Обсудить тему

Введите символы с картинки*