ГАУ МО "Орехово-Зуевское информагентство МО"

Яндекс.Погода

четверг, 23 ноября

пасмурно-5 °C

Онлайн трансляция

Преподаватель русского языка и литературы Ирина Аксёнова: «В учительской профессии надо быть немного актером»

29 мая 2017 г., 13:50

Просмотры: 355


В переводе с греческого «филология» означает «любовь к слову». И прививать ее нужно с детских лет, считает педагог высшей категории с 22-летним стажем, учитель русского языка и литературы орехово-зуевского муниципального лицея Ирина Аксёнова

Выбор профессии был предрешен

Мне очень повезло с учителем литературы. В школе № 16, где я училась, этот предмет в нашем классе вела Т. И. Беляева — замечательный педагог, заслуженный учитель, вспоминает Ирина Николаевна. — Татьяна Ивановна умела влюбить в свой предмет.  Каждый ее урок — это диалог учителя и учеников. Ее уроки формировали нас, школьников, как личностей, давали пищу для раздумий, философии, аналитики.

Так что после десятилетки выбор профессии для Ирины Аксёновой был предрешен. В 1993 году она успешно окончила Орехово-Зуевский пединститут (ныне ГГТУ) и год отработала в школе № 12. Но ее вторым домом стал лицей. Это слово уже говорит само за себя: тут уже более высокий уровень, и ему нужно соответствовать. У Ирины Аксёновой это получается. Конечно же, не по мановению волшебной палочки: позади годы упорного труда, самообразования, бессонных ночей.  

Надо быть немного актером

Привить любовь к литературе в век компьютеризации и технологий сложно, но дети часто хотят равняться на авторитетного учителя. Ирина Николаевна на уроках старается больше делать упор на общение. Урок-диспут превращается в увлекательное путешествие в другую эпоху: во времена Пушкина, Толстого, Достоевского, Паустовского, Чехова, Гоголя.

В учительской профессии надо быть немного актером, — убеждена И. Н. Аксёнова. Просто изложить программный материал недостаточно, нужно пропускать прочитанное через себя, вести урок эмоционально. Очень важно с самого начала построить его так, чтобы заинтересовать учеников, завладеть их вниманием.

В практике филолога Аксеновой много педагогических приемов. Например, она иногда использует материалы из телепередач канала «Культура». В одной из них, «Живое слово», нужно было прочесть отрывок из художественного произведения и сделать его анализ. Цель учителя — научить выразительному чтению. И весь класс читал тексты, стараясь правильно расставить акценты, сделать логические ударения; объяснял значение непонятных слов; что-то заучивал наизусть. Помимо этого, дети учились красивым почерком записывать поэтические строки.

Покорил «Серебряный век»

Как призналась И. Н. Аксёнова, ее любимые авторы — поэты и писатели «Серебряного века» (это конец XIX – начало XX века).

Мне довелось учиться в интересное время, когда разрешили читать «запрещенных» авторов: Цветаеву, Ахматову, Булгакова, Гумилева. Особенно мне нравится поэзия. И дети на уроках, посвященных литературе этого периода, с большим удовольствием воспринимают материал.

 Ее ученицы-шестиклассницы Полина Козлова и Камилла Кононова рассказали: «На уроках Ирины Николаевны нам всегда интересно. Она много знает, а материал излагает так увлекательно и доступно, что с первых ее фраз мы все понимаем. Но уроками общение с нашим классным руководителем не заканчивается. Мы часто с Ириной Николаевной ездим на экскурсии. Эти поездки помогают расширить кругозор, открыть окружающий мир».

С театральным акцентом

Привить любовь к литературе И. Н. Аксёновой помогал и театр-студия, организованный совместно с коллегой — учителем русского языка и литературы Л. К. Шориковой. Ими было поставлено несколько спектаклей. Например, «Похождения Чичикова» по мотивам поэмы «Мертвые души» Н. В. Гоголя. Постановку готовили к региональной конференции учителей-филологов.

С аншлагом проходила театрализованная постановка «Кафе «Бродячая собака» (по аналогии с кафе в Санкт-Петербурге, где собирались представители творческой интеллигенции Серебряного века). Юные артисты читали произведения поэтов Серебряного века, танцевали вальс и танго, популярные в то время, а в промежутках между стихами звучали романсы А. Н. Вертинского.

Каждый год лицеисты под руководством Ирины Николаевны готовят литературно-музыкальные композиции для выступления на торжественном митинге в День Победы. В этом году выступали перед учащимися начальной школы с литературно-музыкальной композицией «Дети войны».

Радуют успехи учеников

Об учителе судят по результатам его работы. Ее ученики принимают участие в предметных олимпиадах по русскому языку и литературе и становятся победителями, многие являются  лауреатами различных конкурсов. Так, Анастасия Ильина стала победителем в одной из номинаций Всероссийского конкурса по литературе «Дети: познание творчества», Анастасия Шумкина — на Всероссийском конкурсе, посвященном 70-летию Победы.

Лицеисты, которые пишут стихи и увлекаются литературой, участвовали и в работе экспериментальной площадки — «Творческой лаборатории «Овладение тайнами словесного мастерства». . Заключительным моментом эксперимента стал сборник стихов одаренных детей.

У Ирины Николаевны есть и личные награды, достижения. Она принимала участие в конкурсе «Педагог года-2014» и стала лауреатом, награждена премией главы города Орехово-Зуево, в ее портфолио — Почетные грамоты и Благодарности от городского Управления образования, руководства лицея.

Слово учитель на Востоке пишется с большой буквы, как бы подчеркивая важность этой профессии, уважение к человеку. К Ирине Николаевне у лицеистов именно такое отношение.

Марина Красуленкова.