Вопрос главе

Сетевое издание «Орехово-Зуевская правда»

Возьми газету бесплатно

Яндекс.Погода

пятница, 20 мая

ясно+4 °C

Сейчас в эфире

Радио «Артель»

Наши земляки: Танцовщица из Дрезны Мария Борисова — любимая ученица Айседоры Дункан

10 окт. 2018 г., 10:40

Просмотры: 4235


В нынешнем году исполнилось бы 110 лет жительнице Дрезны Марии Борисовой, танцевавшей в знаменитой Школе пластического танца, открытой в Москве в 1921 году супругой Сергея Есенина Айседорой Дункан, наша землячка была любимой ученицей и последовательницей американской танцовщицы и основоположника свободного танца

Мария Борисова шестая слева во 2-м ряду (в середине) среди коллег в 20 — 30-е годы ХХ века

Мария Борисова родилась в 1908 году в Дрезне в рабочей семье текстильщиков. Впоследствии стала выдающейся русской танцовщицей Школы пластического танца, открытой 3 декабря 1921 года знаменитой американкой Айседорой Дункан. Главным принципом заведения стала яркая, неповторимая индивидуальность, такими же были и сама Айседора, и ее любимая ученица Мария, ставшая позже старшим инструктором.

В организации школы деятельное участие принимал народный комиссар просвещения России Анатолий Луначарский. В исторической хронике сохранились подробности того, как летом 1921 года Айседора Дункан, которую правительство США лишило гражданства за исполнение танца с красным знаменем, приехала в Россию по приглашению самого наркома Луначарского.

Главной целью школы Дункан считала воспитание гармоничной личности по средствам танца и музыки. В основу был положен принцип свободы творческого самовыражения, развития художественной интуиции. Большая роль отводилась музыке — средству, способному дать импульс образному воображению. Изучение танца начинали с простейших элементов, ритмичной ходьбы, марша, бега, прыжков. Контингент учеников состоял в основном из детей  рабочих в возрасте от 4 до 10 лет. Советское правительство разрешило Дункан создать массовую школу пластического танца для детей рабочих и крестьян. Для этой цели выделили особняк, принадлежавший ранее балерине Балашовой.

В школе-интернате было предусмотрено семилетнее образование. Ребятишки ежедневно занимались пластической гимнастикой. Упражнения подбирались так, чтобы, по идее Дункан, наполнить содержанием каждый день ребенка. Результаты не замедлили сказаться — ученики достигали поразительных успехов. Воспитанницы великой американской танцовщицы выступали под мелодии революционных песен и пользовались большим успехом у советского зрителя.

Газета «Правда» писала: «Дети, поступившие болезненными и хилыми, робкими, быстро начали крепнуть, смелеть, буквально перерождаться». Разумно, «идеально практично», Айседора организовала и летний отдых ребятишек, которых насчитывалось более 400 человек. В специально арендованном подмосковном имении дети свободно занимались гимнастикой, подвижными играми, плаванием, английским, французским и немецким языками. Ежедневно работали в огороде, тем самым школа запасалась картофелем, капустой, морковью на всю зиму.

Жительница Дрезны Мария Борисова попала в Школу пластического танца Айседоры Дункан в возрасте 12 лет. Из книги «Айседора Дункан и Сергей Есенин» (точнее, из опубликованного в ней письма Борисовой к наркому просвещения Луначарскому) известно, что мать Борисовой трудилась ткачихой более 40 лет на Зиминской прядильно-ткацкой фабрике, отец — электротехником, состоял в партии большевиков.

М.Борисова 1964-65 г.г..jpg

Мария Борисова 1965 год

Впоследствии Мария продолжила дело великой танцовщицы Дункан в России. Уже после смерти Айседоры газета Нью-Йорка писала о Марии Борисовой: «Кто видел танцовщиц студии Айседоры, тот заметил ослепительную, стройную и прекрасную фигурой темноволосую девушку, которая кажется более гибкой и динамичной, чем остальные из этих юных замечательных танцовщиц, див и русалок в красных рубашечках. Марии Борисовой — 19 лет…».

Через год после этой статьи, в 1929 году, Борисова вернулась в СССР и совершила поездку по стране. Страна поразила ее не только размерами, но и народными массами, которые долго и оглушительно скандировали: «Ура! Даешь индустрию!», «Да здравствует ВКП(б)!». Во время выступления в Челябинске часто гас свет, дребезжал старый рояль, пол сцены был неудобен для босых ног танцовщиц, и все же они произвели ошеломляющее воздействие на зрителей. Зал рукоплескал, люди кричали «бис», охапками бросали цветы.

Газета «Челябинский рабочий» 26 июля 1930 года, освещая приезд ансамбля «ревтанцовщицы» мира, новатора и красного борца Айседоры Дункан, писала: «В Челябинск приезжает московский ансамбль балетной студии имени Айседоры Дункан под руководством Марии Борисовой. Выступление ансамбля — зрелище новое, волнующее…».

В 1929 году приемная дочь Айседоры Ирма Дункан уехала в США.  Школа пластического танца закрылась и перешла в административное ведение Центрального парка культуры и отдыха имени М. Горького. Тогда же появилась Концертная студия Дункан, которую возглавила ученица великой танцовщицы Мария Борисова, осуществлявшая постановки концертных программ в стиле танцев Дункан. Лишенная помещения для регулярных занятий, студия все-таки работала, постоянно гастролировала, воспитывала новые поколения танцовщиц. В 30-е годы Мария Борисова с коллективом выступала и перед земляками — в Зимнем театре Орехово-Зуева и в Дрезне.

В 40-е годы студию перевели в Москонцерт, где та просуществовала до 1949 года, а затем была расформирована как «болезненное, декадентское искусство, завезенное в нашу страну из Америки».

В 1963 году, в разгар «хрущевской оттепели», группа бывших учениц Айседоры Дункан, в том числе и Мария Борисова, обратилась с письмом к министру культуры СССР Екатерине Фурцевой с предложением оказать безвозмездную помощь Студии танца Дункан в восстановлении в Москве. В ответ получили отписку: «Искусство пластического танца, как художественное направление, представляемое Дункан и ее последователями, имело прогрессивное значение в первые годы советской власти. С этого времени пластический танец утратил самостоятельное значение для советского зрителя. Подчинить обучение современных танцовщиц изучению пластики было бы неправильным. Отдел музыкальных учреждений Министерства культуры СССР не считает целесообразным организацию студии пластического танца».

Мария Борисова прожила долгую, интересную, хотя и тернистую жизнь. Прославленная танцовщица жила в Москве, иногда навещала родных и близких в Дрезне. Ее не стало в конце 90-х годов ХХ века.

Что же касается личной жизни, то у Марии Борисовой была прекрасная семья. Сын танцовщицы Андрей не имеет никакого отношения к искусству, он пошел по стопам отца, выпускника МГИМО Владимира Андреевича Вербенко, работал профессиональным дипломатом, был послом в Индонезии.

Евгений Голоднов.

Обсудить тему

Введите символы с картинки*