ГАУ МО "Орехово-Зуевское информагентство МО"

Яндекс.Погода

понедельник, 23 сентября

пасмурно+3 °C

Онлайн трансляция

Ко Всемирному дню фотографии: Руководитель клуба «Барьер» Николай Черняев

19 авг. 2019 г., 15:40

Просмотры: 1831


«Пишу светом» — так с древнегреческого переводится фотография. Удачная точка съемки, ритм, пластика, игра света, выразительность линий — все это создает образ будущего снимка, передает его настроение. Об этом и не только мы побеседовали с руководителем клуба «Барьер», фотографом с многолетним стажем, членом Союза фотохудожников России Николаем Черняевым

Несколько золотых правил

— Николай Васильевич, есть несколько золотых правил для того, чтобы получилась талантливая работа. От чего должен оттолкнуться человек, который берет в руки аппаратуру для съемки?

— Во-первых, следует выбирать время съемки. Свет — основа фотозамысла. В ясный и пасмурный день могут получиться разные снимки одних и тех же объектов. Солнечная погода удачна для пейзажей, пасмурная — для портретов (изображения получаются пластичные и выразительные). Обеденные часы считаются неудачными для съемки: резкий контраст деталей. А вот утро и вечер — время творчества.

Следующее правило — выбор точки съемки. Уйти от привычного взгляда на мир. И выбрать такой план, чтобы изображение заиграло, раскрыло свою форму, а правильно выбранный свет все это подчеркнул. Так, с нижней точки все объекты кажутся длиннее, создается некий мемориальный план. С верхней лучше делать пейзажи. Особенно если встать пораньше и застать дымку. Получается хорошая раскладка линий, перспектива.

Еще один фактор удачного снимка — уловить ритм. К примеру, не фотографировать полоску леса издалека, а снять с близкого расстояния несколько деревьев. Причем выбрать одинаковые стволы и «поиграть» опять же со светом.

Кроме того, используется эффект ассиметрии. Все главное, когда мы фотографируем объект, попадает в центр. А чтобы добиться ассиметрии, нужно сместиться вправо или влево. Тогда те объекты, которые находятся ближе к объективу, становятся больше, те, что на другом «крыле», — уменьшаются, и наоборот.

И наконец, цвет — основа композиции. Он подчеркивает выразительность снимка. Мне нравится фотографировать осенью, когда изобилие красок в природе, и весной — в период пробуждения природы.

Все, что я перечислил, и есть основы композиции, средства, позволяющие фото сделать объемным, выразительным.

Фото Т. АлексеевойВыствка Н. Черняева.JPG

Учителями стали книги

— Николай Васильевич, кто стал вашим учителем, наставником в постижении науки фотографии?

— Точнее не кто, а что. Когда решил научиться фотографировать, я много проштудировал различной литературы. В казарме «Самомазка» на втором этаже была отличная техническая библиотека. Там познакомился с чешскими журналами «Фотография» и «Фото Ревю» и другой литературой. Учебным пособием по фотографии стала книга «Основы композиции в фотографии» Лидии Дыко. Прежде всего стал осваивать технику. Процесс был такой: фотосъемка – проявка негативов – закрепить их. И лишь потом печать снимков. Вот там-то и начиналось волшебство, когда на твоих глазах на белом листе бумаги появлялось изображение. Много делал снимков. Прислушивался к критике. Осмысливал каждую работу (анализировал, как падает свет, как выделены детали объектов и так далее). Продолжал заниматься самообразованием. Вобщем рождался как фотограф.

— Знаю, что вы вели фотокружок в ДК текстильщиков. Можете из этого периода вспомнить что-то интересное?

— У ребят было много впечатлений, эмоций, когда они открывали мир фото. Но я хочу привести случай, связанный с фотостудией «Начало», она тоже размещалась во Дворце культуры текстильщиков. Однажды с ребятами мы поехали на выставку «Обнаженная натура» американского фотографа Хельмута Ньютона. Мои мальчишки и девчонки были поражены и очарованы увиденным. А совсем недавно в соцсетях прочитал комментарий бывшего ученика (сейчас он живет в Англии), который вспоминал ту самую выставку и отмечал, что тогда он открыл для себя мир искусства фотографирования женщин.

Фото Н. Черняева.jpg

Фото Николая Черняева.jpg

Фото Н. В. Черняева.jpg

Пейзажи и портреты

— Наверное, самое трудное — это сделать портретный снимок?

— Снимать пейзажи, натюрморты тоже требует мастерства, как я уже говорил, соблюдения определенных правил. Но фотографировать людей на самом деле сложнее. Важно уловить момент Его величества фото.

Кроме того, надо установить доверительные отношения с человеком, которого фотографируешь, как бы прожить эти минуты с ним. И делать снимки с нескольких точек, в разных позициях (с наклоном головы, поворотом туловища, положением рук и прочим), найдя такой ракурс, который станет наиболее выигрышным, удачным, необычным.

— Животных часто фотографируют в движении?

— Да. И очень важно в этой связи прежде чем сфотографировать, предчувствовать, как будут развиваться события. Один парень из нашего клуба специально ездит в зоопарк, чтобы делать снимки животных. Он наблюдает за ними, изучает повадки, а результат прекрасные и необычные фото в неожиданных ракурсах. Например, удачно зафиксированные черные полоски у зебры подчеркивают графический рисунок. А хвост слона в неожиданном положении заставляет по-иному посмотреть на это гигантское животное. То есть фотограф находит тот самый момент Его величества фото.

— Чтобы сделать качественный снимок, достаточно мастерства фотографа?

— Важен не только этот фактор. Многое зависит от аппаратуры, в том числе хорошего объектива. Есть несколько типов: телеобъектив, широкоугольный и zoom-объектив. Предпочтительней — телеобъектив, который позволяет не изменять точку съемки, приближать фотографируемый объект.

P5306145.JPG

Клуб Барьер

— Николай Васильевич, как рождался клуб фотолюбителей «Барьер»?

— Я давно вынашивал идею создания сообщества, с кем можно поговорить на общие темы, посмотреть и показать фото. И однажды к нам из Москвы приехал фотожурналист Виктор Васенин. Совместно мы и открывали этот клуб. Рождался он в 1982 году при редакции газеты «Орехово-Зуевская правда» (руководил ей Виктор Феклушин). Там же прошла наша первая фотовыставка. Потом для фотобиеннале потребовался зал просторнее, и мы показывали работы в кинотеатре «Родина». Выставки вызывали интерес, было много положительных отзывов. Позднее из редакции газеты клуб переехал во Дворец культуры текстильщиков, а оттуда — в трехкомнатную квартиру в доме № 10 на улице Бирюкова. Но где бы ни находились, всегда готовили выставки, обсуждали интересные новинки, авторы со стажем делились опытом, начинающие постигали фотонауку. С членами клуба мы выезжали в другие города. Например, в Московский отдел фотолюбителей (а позднее был создан Союз фотолюбителей), где были интересные встречи с талантливыми фотографами, обмен мнениями, демонстрация снимков. Ездили на различные фотосьемки. В частности, три года подряд — в город Балви (Латвия), куда нас приглашали снимать мотокросс. Сьемки в движении — это восхитительный процесс и вместе с тем связан с опасностью. Потом мы привозили байкерам свои снимки, общались с ними.

— Где сейчас проходят встречи участников клуба «Барьер»? Когда намечается следующая фотовыставка?

— В июле состоялась выставка фоторабот Татьяны Алексеевой и фотографа из Павловского Посада Сергея Иванова. О следующей выставке сообщим дополнительно через соцсети и СМИ.

А собираются фотолюбители «Барьера» в Выставочном зале в 11 часов последнее воскресенье каждого месяца. Приглашаем на наши встречи желающих окунуться в мир фото.

Беседовала Марина Красуленкова.

Фото из архива клуба «Барьер» и Татьяны Алексеевой.