ГАУ МО "Орехово-Зуевское информагентство МО"

Возьми газету бесплатно
Онлайн
трансляция

Яндекс.Погода

четверг, 2 апреля

пасмурно+2 °C

Сейчас в эфире

Радио «Артель»

Онлайн трансляция

Художница Татьяна Федорова: Живопись — это состояние души и образ жизни

26 марта 2020 г., 9:55

Просмотры: 1914


Художницу Татьяну Федорову не сразу заметишь в толпе. Впрочем, она к этому совсем и не стремится. Ее сила в другом: в тонком восприятии мира, глубине и цельности натуры и, конечно, таланте

из архива Т. Федоровой

— Татьяна, у каждого человека свой путь в профессию. А вы когда окончательно решили, что станете художником?

— В детстве. Рисовала я всегда и везде, где только можно. Когда еще ходила под стол пешком, рисовала на внутренней крышке столешницы и на обоях, позднее — на асфальте во дворе, в тетрадках и альбомах. В восемь лет бабушка отвела меня в изостудию, которой руководил нижегородский художник Сергей Иванович Родионов. Его индивидуальный подход к каждому ученику, обаяние, творческая натура так захватили меня (и многих его учеников), что я продолжила заниматься. Это очень важно в жизни — встретить хорошего Учителя. Вот в музыке, например, хотя у меня в детстве и были к ней способности, мне попалась злая учительница, от которой многие ученики ушли. Она и у меня тоже отбила желание заниматься. А художник С.И. Родионов, его доброта, интеллект, большая, щедрая душа человека и педагога сделали свое дело. Дети его обожали, и многие из его учеников связали свою жизнь с искусством.

— Ваш путь в профессиональную живопись был трудным или же все складывалось именно так, как хотелось и планировалось?

— Мой путь не был трудным. После изостудии и художественной школы я легко поступила в Нижегородское художественное училище. Училась на педагогическом отделении. Получила диплом преподавателя рисования и черчения. Моя дипломная работа называлась «Весна животворящая», она — о языческой Руси. После окончания училища сразу, в тот же год, уехала в Москву и поступила в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества (РАЖВиЗ), основателем и ректором которой был художник Илья Сергеевич Глазунов. Занималась в мастерской портрета. Моя дипломная работа — портрет-картина «П.И. Чайковский».

— Какая судьба привела вас в Орехово-Зуево, и что вам дал этот город в плане творческого развития?

— Я вышла замуж за художника из Орехова-Зуева. Мы поженились, когда были студентами РАЖВиЗ, учились на одном курсе. По окончании Академии переехали из Москвы в Орехово-Зуево. А когда в 2000 году вступили в Союз художников России, получили художественную мастерскую. Хотя сейчас мы с тем человеком давно в разводе, а сама я живу в Москве, моя связь с Орехово-Зуевом сохранилась. Я делала персональные выставки в городском выставочном зале, принимаю участие в коллективных выставках членов Орехово-Зуевского отделения СХ России. Когда участвуешь в коллективных выставках, то всегда, как в зеркале, видишь, над чем еще нужно потрудиться. Мне нравится атмосфера, которая царит в среде орехово-зуевских художников. В соседних мастерских работает содружество творческих людей. А для художника очень важно его окружение, особенно когда это коллеги по цеху.

57402_107772696051266_2103757022_o.jpg

из архива Т. Федоровой

— Что вы чувствуете, когда только начинаете работу и когда процесс подходит к завершению?

— Я начинаю с поиска способа выражения образа и хорошей композиции. А от впечатления и эмоционального отклика на красивый пейзаж или образ портретируемой личности уже перехожу к стороне ремесленной: думаю, как, какими средствами сделать композицию такой, чтобы зритель почувствовал то же, что и я. Часто, когда заканчиваю работу, вижу, что можно было бы сделать лучше, понимаю, где не хватило техники.

22228084_785340438294485_2823192158619087345_n.jpg

из архива Т. Федоровой

— Чем вы занимаетесь сейчас?

— Сейчас я постепенно, шаг за шагом, пишу серию пейзажей — результат впечатлений от поездки в Нижегородскую область. Летом 2017 года мы с подругой Натальей Павловой, тоже художницей, жили в селе Богородское на реке Ветлуге. Это очень светлое, открытое, красивое село. И петляющая Ветлуга, по берегам которой растут ветлы, ивняк, поют птицы... Жили в полузаброшенном частном доме, вдохновлялись местными красотами, много гуляли, далеко ходили пешком на этюды.

— Где можно увидеть ваши работы, и в каких коллекциях (частных или музейных) они хранятся?

— Мои работы хранятся в музее РАЖВиЗ. Есть они у коллекционера современной живописи, поэта и писателя И.И. Переверзина. Со временем он хочет подарить большую коллекцию государству, чтобы оно выделило помещение под музей картин современной русской живописи. Мои работы находятся также в Государственном академическом Малом театре России в Москве, в собрании компании «Межрегионгаз» (г. Москва), в доме-музее П.И. Чайковского в Клину, в музее-квартире М.А. Булгакова в Москве, в концертном зале «Оркестрион» в Москве.

Балрина у зеркала 1999 год.jpg

из архива Т. Федоровой

Балерина у зеркала, 1999 год

— В каких серьезных выставках вы участвовали?

— У меня очень большой список выставок — коллективных и персональных. Среди них хочу выделить вот эти: май 1994 года – первая выставка РАЖВиЗ, она проходила в Манеже; июнь 1997 года – выставка в Московской городской Думе; октябрь 1999 года – Всероссийская выставка «Возрождение» к 2000-летию христианства в Костроме; ноябрь 1999 года – Всероссийская выставка «Болдинская осень» к 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина в Центральном доме художника в Москве; декабрь 2001 года – выставка «Молодые художники России» в ЦДХ; август-октябрь 2005 года – Russian Collections III в городе Джакарта, Индонезия. Это были коллективные выставки. Теперь назову несколько персональных, все они проходили в Москве. Сентябрь-октябрь 2000 года – «Реальность и фантазия» в историко-культурном центре «Красные палаты ХVII века». Ноябрь 2000 года – «Созерцающая мир» в галерее «Союз-Творчество». Март 2001 года – «Краски настроений» в Московском фонде культуры. Ноябрь 2002 года – выставка в компании «Межрегионгаз». Сентябрь 2003 года – июль 2004 года – персональная выставка в Филиале Малого театра на Большой Ордынке. Март 2004 года – «Мистерии снов» в Московском фонде культуры. Август-сентябрь 2006 года – «Памяти Мастера» в музее-квартире М.А. Булгакова на Большой Садовой. Май 2007 года – «Живопись. Графика» в галерее «На Чистых прудах». Сентябрь-октябрь 2008 года – «Свет и Тень» в музее-квартире М.А. Булгакова. Октябрь-ноябрь 2008 года – «Портрет. Пейзаж. Натюрморт» в Московском фонде культуры.

— Ваши картины – они о чем?

— Я занимаюсь портретами современников, очень разных людей – как простых, так и известных. Пишу также портреты выдающихся деятелей музыки и литературы прошлых веков. Люблю писать природу, пейзажи, а иногда — и портреты животных.

22221772_785340341627828_2552747000783784934_n.jpg

из архива Т. Федоровой

— Есть ли работа, которая пока еще живет только в вашем воображении, но рано или поздно она обязательно будет написана?

— Я мечтаю съездить в Японию и написать серию картин об этой прекрасной стране: пейзажи, портреты японцев, моих друзей, в частности. Один уже написан.

22228130_785340424961153_9133974259065187494_n.jpg

из архива Т. Федоровой

— Часто ли вы сравниваете свои ранние работы с нынешними, и в чью пользу оказывается это сравнение?

— Конечно, сравниваю и вижу, что раньше я писала свободнее, смелее. В последнее время больше обращаю внимание на степень передачи реалистичности, материальной стороны предметов, их фактуры, занимаюсь детальной проработкой. Но очень важно никогда не забывать об Образе. Это главное в любом искусстве.

— Женщины в принципе чувствуют мир тоньше и острее. Можно ли сказать, что у женщины-художника мироощущение обострено еще больше? И трудно ли вам с этим жить?

— Да, я человек ранимый и очень впечатлительный, меланхолик. Как улитка, ухожу в свою «раковину», прячусь в ней от невзгод и сложностей, от грубой прозы жизни. Люблю одиночество. Но, думаю, все же надо настраивать себя на восприятие мира таким, какой он есть, быть сильной, не раскисать.

— Живопись для вас – это образ жизни или состояние души?

— Всегда и то, и другое. Это абсолютно совпадает.

Беседовала Ольга Красавина