Вопрос главе

ГАУ МО "Орехово-Зуевское информагентство МО"

Возьми газету бесплатно
Онлайн
трансляция

Яндекс.Погода

вторник, 22 сентября

пасмурно+15 °C

Сейчас в эфире

Радио «Артель»

Онлайн трансляция

Наши земляки: кок с легендарной подлодки С-13

11 авг. 2020 г., 11:07

Просмотры: 482


Не секрет, что во все времена русские повара умели не только вкусно готовить, но и искусно воевать. В нашем случае это кок с легендарной подлодки С-13, наш земляк из деревни Юркино бывшего Орехово-Зуевского района (ныне — городского округа) Тимофей Кондратов. Более двух лет ему довелось воевать под руководством самого Александра Маринеско. О судьбе Тимофея рассказывает краевед Евгений Голоднов

Т.А. Кондратов — курсант морского училища связи

Номер советской субмарины С-13 стал счастливым, ведь предыдущие 12 подлодок во время Великой Отечественной войны были уничтожены фашистами: одни потоплены в результате попадания снарядов, другие подорвались на минах, а С-12 пропала без вести. С-13 стала единственной субмариной серии «С», дожившей до Победы на Балтике.


Подлодка С-13 занимает первое место в советском флоте по суммарному тоннажу потопленных во время войны вражеских кораблей.


Именно на этой подлодке и служил уроженец деревни Юркино Тимофей Кондратов. Фотографии и биографические данные краснофлотца можно увидеть на стендах Музея истории подводных сил России имени А.И. Маринеско в Санкт-Петербурге.

Родился наш земляк в 1921 году. Служба для Тимофея началась за год до войны: 29 сентября 1940 года в дом Кондратовых в деревне Юркино пришла повестка из Орехово-Зуевского военкомата. На службу призвали одного из трех братьев Кондратовых — старшего Тимофея, которому было 19 лет. Известно, что он окончил четыре класса Юркинской школы, после этого продолжал учебу в ФЗУ соседнего поселка Дрезна (городом стал в октябре 1940-го), до армии паренек-комсомолец трудился с родителями в колхозе. Для прохождения срочной службы Тимофея Кондратова направили на Балтийский флот. Для призывников ВМФ СССР предъявлялись более строгие требования, чем для РККА: физические параметры и психологический отбор.

С 1 сентября 1939 года по новому закону о всеобщей воинской обязанности срочная служба на флоте стала пятилетней. Поэтому родители, прощаясь с будущими моряками в предвоенном 1940-м, были готовы к долгому расставанию, но не подозревали о скорых тяжких испытаниях для вчерашних мальчишек.

На одной из фотографий Тимофей Кондратов в бескозырке, есть надпись «морское училище связи». Можно предположить, что к лету 1941 года молодые призывники, отслужившие на кораблях меньше года, были еще не готовы к условиям настоящей войны, и поэтому их распределили на курсы при морских учебных заведениях. Там в экспресс-режиме проводили подготовку молодых моряков для нужд флота в условиях военного времени. Ленты на бескозырке с такой надписью, как у Т. Кондратова, существовали, к примеру, в Военно-морском училище связи имени Орджоникидзе (в послевоенное время преобразовано в Военно-морской институт радиоэлектроники имени А.С. Попова).

Сначала Кондратов обучался специальности радиста. Деревенскому пареньку выпало служить в Балтийском море на новенькой подводной лодке С-13, которая предназначалась для Северного флота, но дооборудование было завершено только в августе 1941 года, так что экипаж перенес все тяготы блокады вместе с многострадальными ленинградцами (позже Т. Кондратова удостоят медали «За оборону Ленинграда» в составе первого дивизиона подлодок КБФ). До осени 1942-го экипаж лодки готовил корабль к походу, отбивал воздушные налеты и самое главное — тренировался. Однажды во время артобстрела Ленинграда радиста Кондратова контузило, из-за чего произошла частичная потеря слуха. Быть радистом Тимофей уже не мог, его направили на курсы коков для подводных лодок.

Легендарная подлодка  С-13.jpg

Легендарная подлодка  С-13

Служба на подводной лодке считается одной из самых сложных: во время боевых походов экипаж находится в замкнутом пространстве на протяжении 30-40 дней, строго в своих отсеках. А кок, помимо навыков приготовления пищи, должен уметь рассчитать по заранее составленному меню количество продуктов, которое необходимо запасти перед выходом в море, исходя из предполагаемой длительности похода. И от того, как в автономных условиях похода питается команда, все-таки в немалой степени зависит и военный успех. Как и любой член экипажа на подводной лодке, кок должен быть физически выносливым, психически устойчивым. К тому же помещения лодки маленькие, а для камбуза выделен крохотный закуток, где с трудом можно повернуться. Плита электрическая, а электричество на субмарине берегут, ведь под водой она движется на электромоторах, да и все приборы обеспечения тоже нуждаются в энергии. Всплыть для зарядки электробатарей в тылу врага можно не всегда, поэтому в экстренных случаях камбуз отключается в первую очередь, а команду кормить надо всегда. Да и по боевому расписанию кок на подлодке типа «средняя» входит в состав артиллерийской команды, а в подводном положении лодки он вместе со всеми участвует в аварийных работах. Так что кок на подводной лодке — личность не менее героическая, чем торпедисты или артиллеристы.

В боевом походе на подводной лодке 2 сентября 1942 года (еще без А. Маринеско) бывший радист Тимофей Кондратов служил уже в качестве кока. В тот раз встреча советской подлодки с врагом произошла вблизи Хельсинки, где ее атаковали финские катера. Прорвавшись через вражеские патрули, днем 11 сентября субмарина вышла на боевые позиции в Ботническом заливе северной части Балтийского моря. Советских подлодок здесь еще не было. Вскоре нашим морякам удалось потопить два финских транспорта, идущих с грузом в гитлеровскую Германию, третье судно пришлось расстреливать из орудия. Эта парусно-моторная шхуна хотя и сумела выброситься на берег, но выгорела полностью.

Возвращаясь из похода 15 октября, С-13 была замечена и атакована финскими сторожевиками. От близких разрывов глубинных бомб вышли из строя гирокомпас и эхолот, заклинило вертикальный руль, треснули баки аккумуляторов, в лодку начала поступать забортная вода. Пришлось лечь на грунт и в течение шести часов устранять повреждения. Исправить руль глубины так и не удалось, а дальнейший путь осилили лишь благодаря электромоторам. Но до родной базы наши моряки дошли.

В этом походе кок Кондратов проявил себя как умелый артиллерист и способствовал потоплению трех вражеских транспортов общим водоизмещением 25 тысяч тонн. И еще, как единодушно отметила команда, питание, приготовленное Тимофеем, было вкусным и качественным. В условиях строгой экономии электроэнергии Кондратову удалось сократить время приготовления еды в два раза! Поэтому 26 октября 1942 года орден Красной Звезды справедливо украсил грудь старшего краснофлотца.

Т.А. Кондратов (1921-1994), кавалер Красной Звезды, служил у легендарного Маринеско.JPG

Т.А. Кондратов, кавалер Красной Звезды

Нагр. лист. орден Красной Звезды.jpg

Наградной лист ордена Красной Звезды

В апреле 1943 года (до сентября 1945-го) командиром С-13 становится капитан 3-го ранга Александр Маринеско (1913-1963), будущий Герой Советского Союза (звание присвоено посмертно в 1990 году). Он готовит подлодку к новому походу. Но в 1943 году немцы плотно перекрыли выход из Финского залива минными полями. Потеряв несколько субмарин, советское командование отменило подводникам все выходы в море. Только после выхода из войны Финляндии наш подводный флот на Балтике вновь смог отправляться на охоту. Так что в 1943 году С-13 в боевые походы не выходила.

А.И. Маринеско.jpg

А.И. Маринеско

А 1 октября 1944 года под руководством капитана 3-го ранга Александра Маринеско подлодка отправилась в 43-суточный поход. На протяжении всего похода кок обеспечивал команду как всегда вкусными обедами, а камбуз содержал в отличном состоянии. Заметим, по техническим данным автономность данного типа лодок составляла всего 30 суток. А в случае с С-13 поход продлился на 13 суток больше. Вскоре после возвращения, 26 ноября, Тимофея Кондратова наградили медалью Нахимова (в представлении к награде командир Маринеско первоначально указал медаль Ушакова).

Нагр. лист Т. Кондратова орден Отеч. войны.jpg

Наградной лист Т. Кондратова, орден Отечественной войны

Нагр. лист медаль Нахимова.jpg

Наградной лист, медаль Нахимова

В очередной раз команда под руководством Маринеско вышла в море уже 11 января 1945 года. Вначале советской субмарине не везло: все встреченные транспорты либо очень хорошо охранялись, либо проходили вне зоны поражения. Наконец 30 января в перископе появился большой корабль, быстро уходивший вдаль. Чтобы не упустить его, Маринеско приказал догонять цель в надводном положении. Форсировав двигатель лодки до предела, советским подводникам удалось выйти на дистанцию торпедного выстрела. Из-за трех полученных в борт торпед немецкое судно быстро затонуло, после взрывов опомнились и корабли немецкого эскорта. Чтобы их запутать, Маринеско уводит подлодку в сторону берега и ложится на грунт. Расчет оправдался, С-13 так и не нашли.

Следующая удачная атака произошла 10 февраля 1945 года. Маринеско был уверен, что в этот раз он потопил немецкий крейсер «Эмден». Уже по возвращении стало известно, что первый потопленный транспорт — это лайнер «Вильгельм Густов», а второй — не крейсер, а тоже транспорт «Генерал Штойбен».

Лайнер «Вильгельм Густов» — десятипалубное круизное судно. До войны использовался как плавучий дом отдыха, с 1940 года переоборудован под учебное судно-казарму дивизии подводного флота Германии. В 1945 году на нем вывозили из осажденного Данцига всех, кого немецкое командование желало спасти от русского плена. Так как погрузка на эвакуацию была поспешная, точное количество пассажиров неизвестно. По разным данным, при потоплении погибло от 5 до 10 тысяч человек, в том числе курсанты училища подводного плавания и нацистские функционеры с семьями. На втором транспорте «Генерал Штойбен» пытались уйти от возмездия более 3 тысяч гитлеровцев, из них спаслись в десять раз меньше — около 300. Внушительные потери от атак С-13 по-настоящему взбесили Адольфа Гитлера. Фюрер объявил Александра Маринеско своим личным врагом.

Есть историки, которые считают, что действия Маринеско не соответствуют нормам военной практики и из-за его действий по уничтожению лайнера и транспортного судна в январе-феврале 1945 года загублены жизни сотен мирных жителей и раненых немецких военных. Но… уничтоженные немецкие корабли использовались для военных целей, имели на борту военные подразделения и вооружение, не были обозначены знаком Красного креста, и ничто не говорило о том, что на них находятся раненые или беженцы.

Советская подлодка успешно вернулась домой после 37-суточного похода. За боевые достижения Тимофея Кондратова удостоили ордена Отечественной войны II степени. В приказе командира Маринеско от 20 февраля 1945 года говорилось, что за время боевого похода в тяжелых зимних условиях старший краснофлотец Кондратов проявил себя смелым, стойким и мужественным воином. Несмотря на большие штормы, своевременно обеспечивал личный состав отлично приготовленной пищей, тем самым способствовал потоплению легкого крейсера и лайнера противника водоизмещением 20 тысяч тонн.

День Победы 9 мая 1945 года Тимофей Кондратов вместе с сослуживцами легендарной С-13 Краснознаменной бригады подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота тепло отметил в латвийском городе Лиепая. В этот незабываемый день вышел приказ о награждении боевого кока медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

Служба героя-земляка Т.А. Кондратова в ВМФ СССР завершилась 10 декабря 1945 года. Он вернулся в родное подмосковное Юркино с боевыми наградами.  Долгой — без малого полвека — и счастливой была жизнь Тимофея Алексеевича в супружестве. Свое счастье он встретил во время Великой Отечественной, его боевая верная подруга Ксения Демьяновна (1921-2002) была родом из Донбасса, из города Горловка, и тоже участвовала в боях. Среди ее наград есть и орден Отечественной войны. Ксения впоследствии уговорила мужа уехать жить к ней на Родину, где и прошли последние дни Тимофея Алексеевича. Умер Кондратов в 1994 году. Ныне близкие родственники Кондратова проживают и в Подмосковье, и на территории ДНР.

Супруги Кондратовы.jpg

Помимо Тимофея, в ВМФ СССР доблестно служили еще два его родных брата — Иван и Виктор, тоже участники Великой Отечественной войны. Иван Алексеевич, 1927 года рождения, был призван на службу в октябре 1944-го, учился в 1-м Балтийском (бывшим Ленинградском) высшем военно-морском училище и до апреля 1951-го находился во флоте, участвовал в экспедиции по Северному морскому пути от Ленинграда до Владивостока. Виктор служил на Балтике, занимался в том числе обезвреживанием акватории от неразорвавшихся мин, оставшихся после войны.

Родные братья-моряки Кондратовы из дер. Юркино.jpg

При написании материала использовались данные сайта Минобороны РФ, Музея истории подводных сил России имени А.И. Маринеско в Санкт-Петербурге и статьи «ВОВ. Кондратов Тимофей Алексеевич, 1921 г.р. Юркино».

Яндекс.Метрика